УДК 004.415.2

Моделирование процесса
«Учесть обслуживание лифтов»

Modeling of the process «To take into account maintenance of elevators»

А. А. Вьюгин,
научный руководитель:
К. В. Рочев

A. A. V`iugin,
scientific supervisor:
K. V. Rochev

Ухтинский государственный
технический университет, г. Ухта

Ukhta State Technical University, Ukhta

В статье описывается построение моделей контекстного процесса, потоков данных и логическое моделирование базы данных для процесса учёта обслуживания лифтов.

The paper describes the construction of models of the context of the process, data flow and logical database modeling process taking into account maintenance of lifts.

Ключевые слова: лифтовая аварийная служба, контекстная диаграмма, диаграмма потоков данных, логическая модель.

Keywords: elevator emergency service, context diagram, data flow diagram, logical model.

Введение

В наши дни, когда в каждом городе жилые комплексы состоят из многоэтажных домов, лифт для каждого человека – обыденная и необходимая вещь. Количество используемых лифтов с каждым днем увеличивается, работа с ними становится все более трудоемкой и масштабной. Рассмотрим данный процесс на примере лифтовой аварийной службы ООО «ОТИС-Лайн».

Эта служба в соответствии с функциональными обязанностями работников состоит из следующих работников:

  1. электромеханик-дежурный (аварийный механик), вызволяющий людей при аварийной поломки лифта;
  2. электромеханик-ремонтник (основной механик), устраняющих неисправности на лифтах и ЛДСС;
  3. диспетчер, принимающий сигнал с ЛДСС и отправляющих электромехаников на место поломки/ аварийной поломки лифта;
  4. Мастер – ответственный за организацию аварийного обслуживания лифтов и ЛДСС;
  5. Снабженец запчастями, который производит заказ запасных частей по запросам мастеров. Каждый мастер в свою очередь организуют заказ с запросов электромехаников, за которых он отвечает.

Учет обслуживание лифтов связан со всеми работниками всех подразделений аварийной службы. Так как большую часть отчетов составляет, обрабатывает и контролирует диспетчер, который принимает заявки от жильцов, выдает наряды на обслуживание лифтов, отправляет на место поломки электромехаников, а так же при необходимости предоставляет журналы с отчетами вышестоящим (старший диспетчер, мастер, снабженец..), целесообразно создавать систему с очки зрения диспетчера. Это позволит ускорить и облегчить ведение отчетности, а также сосредоточить все данные в одном месте. В связи с этим появляется необходимость автоматизации деятельности диспетчера лифтовой компании, а именно учет обслуживания лифтов.

На данный момент в работе диспетчеров аварийной службы ООО «ОТИС-Лайн» выявлены следующие проблемы:

  • Затруднение цельного мобильного учета всех лифтов, закрепленных за данным зональным участком, в составе которого действует служба.
  • Затруднение цельного оперативного получения информации о лифтах.
  • Неудобство и длительность составления отчетов в журналах.
  • Отсутствие наглядности работы всех подразделений ООО «ОТИС-Лайн».
  • Хранение информации на бумажных носителях затрудняет ее поиск и возможность использования несколькими пользователями.
  • Хранение на бумажных носителях увеличивает вероятность потери информации или ее порчи.

Для решения данных проблем возможна автоматизация процесса «Учета обслуживания, технического осмотра и ремонта лифтов. Система организует все данные и историю о каждом лифте, упростит ведение их отчетности, а также ускорит формирование заказов запасных частей снабженцем.

Моделирование

Для разработки модели базы данных необходимо:

  • Изучение предметной области, а также функциональных и нефункциональных требования.
  • Выявление границ системы.
  • Построение спецификация сущностей, концептуальную и логическую модели.
  • Формирование запросов к БД.
  • Определение вариантов использования системы.

Показать границы системы можно при помощи контекстной диаграммы, представленной на рисунке 1.


Рисунок 1. Контекстная диаграмма

 

Система должна выполнять следующие функции:

  1. Предоставлять инструменты по управлению данными системы:
    1. Данных о вызовах на устранение неисправностей в работе лифтов и ЛДСС.
    2. Данных о технических осмотрах лифтов и ЛДСС.
    3. Данных об аварийных обслуживаниях лифтов и ЛДСС.
    4. Данных о личных данных электромехаников.
  2. Поиск информации:
    1. Поиск личной карточки лифта по заданному атрибуту.
    2. Поиск всех техосмотров, ремонтов и аварийных выездов для конкретного электромеханика.
  3. Формирование необходимых форм отчетов и статистик:
    1. Личная карточка каждого лифта со всей историей.
    2. Отчет о работе аварийных электромехаников.
    3. Отчет о работе основных электромехаников

Система может быть декомпозирована на процессы, представленные на диаграмме потоков данных (рисунок 2, рисунок 3).

Что касается моделирования базы данных, то оно представлено на рисунке 4.


Рисунок 2. Диаграмма потоков данных 1-го уровня


Рисунок 3. Диаграмма потоков данных 2-го уровня


Рисунок 4. Логическая модель.

Формирование заявки происходит при поступлении запроса жильцов. В заявке хранится ID вида заявки, ID лифта, Описание поломки, Дата и время заявки и степень поломки. В атрибуте «описание поломки» хранится краткое описание неисправности лифта, дата и время заявки регистрируется при поступлении запроса-заявки от жильцов, а степень поломки может принимать значение «1» или «0» для определения дееспособности лифта. Если в системе хранится не закрытый наряд со значением степени поломки «0», то лифт считается дееспособным с незначительными поломками (например не работает свет), иначе лифт считается не дееспособным.

Заявка относится к наряду на данный вид заявки, который в свою очередь хранит ID Заявки, ID электромеханика и дата с временем наряда (заполненного наряда с выполнением обслуживания лифта).

Вид заявки может принимать значение «аварийное обслуживание», «ремонт лифта» или «техосмотр». Ежемесячно для каждого лифта система будет генерировать заявку на техосмотр с запросом распечатки данной формы, которую диспетчер подтверждает и выдает наряд на техосмотр основному механику.

Выводы

Создание автоматизированной информационной системы позволит улучшить работу компании по нескольким параметрам.

Преимущества, которые даст система компании:

  • Контроль вводимой информации
  • Надежное хранение
  • Повышенная защищенность данных
  • Оперативное построение отчетов
  • Объединение информации в одной базе
  • Удобство в ведении отчетов
  • Наглядность работы сотрудников

Учет деятельности основных и аварийных электромехаников, а также учет лифтов ведется ручным способом, и вся информация хранится на бумажных носителях, что приводит к проблеме невозможности строго учета всей деятельности и затруднении поиска информации. И, как следствие, отсутствует наглядность работы всех подразделений аварийной службы. Также отсутствие единой базы приводит к затруднениям формирования отчетов и контролю состояния лифтов, Автоматизация учета обслуживания лифтов позволит улучшить организацию деятельности аварийной службы. В ней будет иметься полная информация о каждом лифте и электромеханике. Более эффективным будет процесс хранения и доступа к данным. Облегчится процесс составления учетно-отчетных форм, поиск информации. Будет наглядно видна работа всех подразделений и объектов.

Библиографический список

  1. К. Дж. Дейт. Введение в системы баз данных: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс» 2005.
  2. Иан Соммервил. Инженерия программного обеспечения. Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс» 2002.

 

Статья поступила в редакцию: 08.02.2012

VN:F [1.9.17_1161]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.17_1161]
Rating: 0 (from 0 votes)
VN:F [1.9.17_1161]
Стиль изложения
Информативность
Сложность вопроса
Научная новизна
Коммерциализуемость
Rating: 1.8/5 (1 vote cast)