УДК 004.415.2

Моделирование системы управления научными мероприятиями

Scientific activities control system modeling

А. В. Колесникова

A. V. Kolesnikova

Ухтинский государственный

технический университет, г. Ухта

Ukhta State

Technical University, Ukhta

В статье представлены результаты моделирования процесса «Учесть проведение научных мероприятий и участие в них сотрудников и участников вуза». Также в работе приведена модель хранилища данных для этого процесса.

The paper presents the results of the modeling process «Take into account the conduct of scientific activities and participation in staff and members of the university». Also in the work represented modeling of the data warehouse for this process.

Ключевые слова: конференция, контекстная диаграмма, диаграмма потоков данных, концептуальная модель, логическая модель.

Keywords: conference, context diagram, data flow diagram, conceptual model, logic model.

Введение

Научно-исследовательская деятельность вуза является главным средством повышения квалификации преподавательского состава и лучшим способом привлечения студентов к нестандартной, творческой работе по изучаемому предмету. Исследовательская деятельность рассматривается как составная часть обязанностей всех членов коллектива вуза. В Ухтинском государственном техническом Университете (далее – УГТУ) научно-исследовательскую работу по 30 специальностям ведут более 405 преподавателей, в их числе 55 профессоров, докторов наук, 200 доцентов, кандидатов наук, 5 академиков и 2 члена-корреспондента Российской академии естественных наук, 1 академик и 1 член-корреспондент Российской академии наук, 4 заслуженных работника высшей школы РФ, 1 заслуженный деятель наук РФ, 5 заслуженных работников Республики Коми. Наука обеспечивает подготовку научно-педагогических кадров, активно воздействует на повышение качества выпускаемых специалистов. Научно-исследовательская часть (далее – НИЧ) университета оценивает результативность научно-исследовательской работы (далее – НИР) всех научных подразделений и университета в целом.

Результаты исследования предметной области

При рассмотрении предметной области выяснилось, что в УГТУ существует система материального стимулирования ППС, которая является ключевой подсистемой в общей системе управления университетом, тем не менее:

  1. данные по конференциям учитываются в индексной системе ППС, но нигде не хранятся;
  2. система материального стимулирования ППС учитывает только данные по внутренним преподавателям, у которых есть нагрузка, но в университете так же есть и научные работники вуза которых система не затрагивает, кроме этого система не учитывает работу студентов;
  3. система стимулирования учитывает только количество статей, поэтому при вводе показателей в неё могут допустить ошибку или написать не точное кол-во статей или докладов, хранение информации по всем работам позволил бы избежать этой проблемы.

    В настоящее время вся работа в НИЧ учитывается в бумажном виде, что может привести к ошибкам, опечаткам или утере данных, также информацию трудно искать и хранить. К тому же существует большое кол-во однотипных документов в работе НИЧ.

    В данной статье описывается модель системы, которая будет первоисточником данных для системы материального стимулирования. Так же сейчас разрабатывается «Индексная система студентов», где так же будут необходимы проверенные данные из нашей системы. Сейчас система реализовывается как базовый модуль, далее возможно ее расширение.

    Всю НИР сейчас охватить нельзя, так как это слишком большая задача и наиболее актуальной сейчас являются конференции, так как по ним идут много показателей и реализация системы состоит из показателей конференции.

    Система создаётся с точки зрения отдела НИЧ. На основании изученной предметной области она взаимодействует с внешними сущностями.

    Проще всего показать границы системы можно при помощи контекстной диаграммы, представленной на Рисунке 1.

    Отдел НИЧ взаимодействует с восемью сущностями – «Система деканат», «Кадровая система», «Система материального стимулирования», «Проректор по направлению», «Организационный комитет», «Программный комитет», «Ректор», «Участник». Получая все необходимые данные для учёта, секретарь отдела НИЧ формирует отчёты для проректора по направлению.

    Функции системы

    Исследование показало, что система должна выполнять функции:

    1. Предоставлять инструменты по управлению данными системы:
      1. о плане мероприятий;
      2. о программе мероприятия;
      3. о положение действующих мероприятий;
      4. об участниках мероприятий.
    2. Система должна осуществлять поиск информации:
      1. по конференциям и по секциям, по участникам конференции;
    3. Система должна осуществлять отправку/прием документов:
      1. отправка 1-го информационного письма;
      2. отправка 2-го информационного письма;
      3. прием заявок от участников мероприятий;
      4. прием заполненного протокола;
      5. прием доклада/статьи.
    4. Система должна выполнять формирование необходимой отчетности.
      1. отчетная форма;
      2. 1-ое информационное письмо;
      3. 2-ое информационное письмо;
      4. сборника;
      5. бланка протокола.
    5. Система должна осуществлять регистрацию участников мероприятий.

    Декомпозиция основного процесса

    После анализа поставленных функциональных требований можно определить, на какие процессы система может быть декомпозирована:

  • получить данные об участниках;
  • сформировать список для подтверждения регистрации;
  • сформировать бланк протокола;
  • предоставить показатели;
  • сформировать отчет;
  • учесть организационные документы;
  • обеспечить прием заявки участника.

    Была построена контекстная диаграмма, которая помогла отобразить взаимодействие основного процесса с внешними сущностями, и затем была декомпозирована (при построении диаграммы первого уровня) до семи подпроцессов «Получить данные об участниках», «Сформировать список для подтверждения регистрации», «Сформировать бланк протокола», «Предоставить показатели», «Сформировать отчет», «Учесть организационные документы», «Обеспечить прием участника».

    При тщательном анализе предметной области выяснилось, что процесс «Учесть организационные документы» можно декомпозировать на четыре процесса: «учесть план научных мероприятий», «Учесть положение действующих мероприятий», «учесть сборник», «учесть программу мероприятия». Поэтому возникла необходимость заменить процесс «учесть организационные документы» четырьмя процессами и вынести их на DFD второго уровня. А так же процесс «Обеспечить прием участника» тоже можно декомпозировать на четыре процесса: «Сформировать 1-ое информационное письмо», «Учесть заявку», «Сформировать 2-ое информационное письмо», «Учесть доклад». Поэтому возникла необходимость заменить процесс «Обеспечить прием участника» четырьмя процессами и вынести их на DFD второго уровня. Диаграмма потоков данных DFD представлена на Рисунках 2 и 3.


    Рисунок 1. Контекстная диаграмма


    Рисунок 2. Диаграмма потоков данных. DFD первого уровня



    Рисунок 3. Диаграмма потоков данных. DFD второго уровня

    Изучение потоков данных и выделение данных, подлежащих хранению, позволило выделить хранилище, в котором будут храниться обработанные данные – «Учет мероприятий». Хранилище предполагает создание базы данных, в которой будут учитываться все входящие и исходящие потоки данных.

    Концептуальное проектирование – создание концептуального представления базы данных, включающее определение типов важнейших сущностей и существующих между ними связей, не зависящей от каких-либо физических условий реализации.

    Результатом анализа сущностей, атрибутов и установления ключей является концептуальная модель представленная на Рисунке 4.

    Логическое проектирование баз данных – это процесс конструирования общей информационной модели предприятия на основе отдельных моделей данных пользователей, которая является независимой от особенностей реально используемой СУБД и других физических условий. Построение логической модели данных, представленной на Рисунке 5, осуществляется на основе концептуальной модели данных, отражающей представление отдельного пользователя о предметной области приложения, и включает в себя проверку полученной модели с помощью методов нормализации. С целью элементов, затрудняющих реализацию данной модели в среде реляционных СУБД проведена доработка концептуальной модели. В результате выполнения этих действий структура концептуальной модели данных изменена таким образом, чтобы полностью отвечать требованиям, выдвигаемым реляционной моделью организации баз данных.


    Рисунок 4. Концептуальная модель

    Рисунок 5. Логическая модель


    Рисунок 6. Запрос

    Была изучена документация, выданная на предприятии, а также необходимая выходная документация. На основе этих данных и с помощью операций реляционной алгебры были составлены запросы (см. Рисунок 6).

    В ходе анализа предметной области и рассмотрения построенной ранее DFD-диаграммы автором были выделены основные функциональные компоненты (процессы), связанные потоками данных, которые должны поступать в хранилище данных. На основе этих знаний были выделены сущности, участвующие в процессе учета мероприятий и определены функциональные требования к системе. На их основе была смоделирована концептуальная модель, в которой реализованы решения проблем, связанных с учетом мероприятий. Выделены следующие сущности:

  • «Шаблон секции» и «Шаблон конференции», которые упростят работу пользователя, ему не придется каждый раз вводить одни и те же данные по конференциям и секциям, которые регулярно проходят в вузе;
  • «Секция», с помощью которой возможно узнать название секций, дата и место их проведения, а так же учесть заявки от участника как на общую секцию (т.е. пленарный доклад), так на секцию конференции;
  • «Заявка», с помощью которой можно контролировать учет всех заявок, а так же получить информацию о результате участника, название его доклада, получить данные основного автор и если есть данные его соавторов, а так же получить информацию по руководителю, если таковой есть, и проконтролировать доложился ли участник на конференции и рекомендован ли он к публикации;
  • «Персона», с помощью которой мы сможем контролировать учет всех участников мероприятия;
  • «Комитет конференции», с помощью которой мы сможем учитывать всех членов комитета.

    На основе концептуальной диаграммы при помощи CASE средства была построена логическая модель данных (см. Рисунок 5), которая является начальным прототипом будущей базы данных.

    Библиографический список

  1. К. Дж. Дейт. Введение в системы баз данных // 7-издание. М.; СПб.: Издательский дом «Вильямс», 2005. 1012 c.
  2. Конноли Т. и др. Базы данных: проектирование, реализация, сопровождение. М.: Диалектика, 2000. 1072 с.

 

Статья поступила в редакцию: 30.01.2012

VN:F [1.9.17_1161]
Rating: 5.5/10 (2 votes cast)
VN:F [1.9.17_1161]
Rating: 0 (from 0 votes)
VN:F [1.9.17_1161]
Стиль изложения
Информативность
Сложность вопроса
Научная новизна
Коммерциализуемость
Rating: 3.0/5 (2 votes cast)
Моделирование системы управления научными мероприятиями, 5.5 out of 10 based on 2 ratings