УДК 378.141.21:330.47, ВАК 08.00.05, ГРНТИ 06.00.00

Гацалов М. М., Каюков В. В., Лагода И. В.
Размышления об экономических санкциях против России и их последствиях

Размышления об экономических санкциях против России и их последствиях

Reflections on economic sanctions against Russia and their consequences

М. М. Гацалов, В. В. Каюков, И. В. Лагода

M. M. Gatsalov, V. V. Kayukov, I. V. Lagoda

Ухтинский государственный технический университет,
г. Ухта, Россия

Ukhta state technical University,
Ukhta, Russia

В статье рассматриваются в историческом плане некоторые аспекты экономических санкций против Советской России, СССР, а также против Российской Федерации в контексте членства РФ в ВТО. Показывается необоснованность и практическая несостоятельность этих санкций. Авторы выражают надежду на их отмену, однако считают вполне возможным выход России из ВТО, если они и дальше будут применяться против нашей страны.

The article examines in historical perspective some aspects of economic sanctions against the Soviet Russia, the Soviet Union and also against the Russian Federation in the context of Russia membership in WTO. Shows the validity and the practical failure of these sanctions. The authors Express the hope of their abolition, but I think it is quite possible withdrawal of Russia from the WTO if they continue to be applied against our country.

Ключевые слова: санкции; «золотая блокада»; проект «Газ–трубы»; поправка Джексона – Веника; список Магнитского; режим наилучшего благоприятствования; транспарентность; глобализм; протекционизм; импортозамещение.

Keywords: sanctions; «the Golden block»; the project «Gas–pipes»; the amendment of Jackson – Vanik; the Magnitsky list; best favored; transparency; globalism; protectionism; import substitution.

Более трех лет прошло c тех пор, как Россия стала членом Всемирной тор-говой организации (ВТО) [1, с. 150]. После 18 лет «баталий» за вступление в эту организацию, мы, наконец-то, оказались в ней.

Либералы-экономисты встретили тогда это событие c восхищением. По-давляющее большинство наших граждан, разумеется, присоединение к этой ор-ганизации встретило, можно сказать, без особого энтузиазма и радости, как и некоторые наши экономисты. На то было много причин, и они связаны с про-блемами и противоречиями вхождения России в ВТО, а также с самой этой ор-ганизацией, что стало очевидным после 2014 года.

Напомним читателям кратко о том, на что рассчитывали наши либералы — экономисты от вступления в ВТО: распространение на Россию режима наибольшего благоприятствования в торговле; применение национального ре-жима в рамках принципа недиcкриминации; обеспечение принципа транcпарент-ности России (отсутствие секретности, доступность любой информации, про-зрачность законов и административных правил страны, на территории которой инвестиции осуществлены); иметь возможность безопасного развития россий-ской экономики, с точки зрения внешней среды, в рамках этой организации и в случае необходимости ее защиты; реализация технических барьеров в торговой сфере (технические и другие нормы, правила сертификации и стандарты и т. д.); получение доступа товаров и услуг из России на зарубежные рынки; иметь воз-можность пользоваться механизмом разрешения торговых споров в рамках этой организации; разработку благоприятного инвестиционного климата для зару-бежных инвесторов путем приведения в соответствие национальных норм и правил, к нормам и правилам ВТО; разработку необходимых условий для улучшения качества товаров и услуг, а соответственно, и конкурентоспособно-стью российской продукции через увеличение притока зарубежных товаров, услуг и капиталов на рынок России, а также расширение возможностей для наших капиталов в странах, входящих в ВТО (напомним, что Россия была 156 страной, которая вошла в эту организацию). И, наконец, наша экономика долж-на получить в рамках ВТО не только новые технологии, но и стимулирующие рычаги, из-за чего конкуренция станет реальной силой, адекватной рыночной экономике и заставит вкладывать инвестиции в развитие иjпереоборудование производства; повышение конкурентоспособности своей продукции не только внутри страны, но и на мировых рынках. А рост производства будет означать рост уровня жизни в стране: рост рабочих мест, занятости, зарплат, повышение культуры производственных отношений, улучшение демографических показа-телей, снижение преступности и т. д.

К сожалению, пока что эти надежды не оправдываютcя, ибо прошло слиш-ком мало времени для их реального воплощения в жизнь. Однако и в долго-срочном плане существуют очень большие сомнения в их осуществлении. По-чему? Потому что, эта организация только по форме вроде бы гарантирует рав-ные условия экономического развития. А на самом деле принципы свободной торговли работают в интересах промышленно развитых стран. ВТО больше за-ботится об обеспечении господства их монополий и подчиняет развитие стран, при этом эта организация широко использует двойные стандарты, несмотря на существующие четкие правила и условия. В этом мы убеждаемся все больше и больше.

Также необходимо отметить, что эта организация переживает кризис, кото-рый обусловлен тем состоянием, в котором находится современная экономика. Как считают многие экономисты, политики, эксперты, в нынешнем виде ВТО может не сохраниться (хотя в эту организацию входит более 160 стран).

В течение большого промежутка времени вступление в ВТО выглядело как панацея от торговых бед, трудностей для многих стран. Однако, после кризиса 2008 года в экономических отношениях между странами активно начали ис-пользовать политику протекционизма, т. е. политику покровительства отече-ственных производителей товаров и услуг. Протекционизм используется для со-здания новых крупных рынков, защищенных определенной политикой таможен-ных товаров государств. Таможенный Союз России, Казахстана и Белоруссии является выражением этой исторической тенденции.

Следует, кроме того, подчеркнуть, что: сами страны Западной Европы, США и «новые индустриальные» страны Юго-Восточной Азии проводили ак-тивно такую же протекционистскую политику; мировая торговля, построенная на иерархии, не свободна, и структурирована так, что развитые страны продают товары с более высокой стоимостью, а страны третьего мира продают минералы и изделия с низкой степенью переработки и стоимостью; либерализация торгов-ли приводит к росту безработицы: она же является во многих странах одной из причин упадка промышленности и кризиса государственных расходов, ориенти-рованной на внутренний рынок; наш Агропром, как считают специалисты-эксперты, после вступления в ВТО будет терять 4 млрд. руб. ежегодно; Россия также будет терять 1% ВВП в год и т. д.

Россия могла бы активно развивать торговлю со странами мира, будучи не вступив в ВТО, если есть у нее товары, ресурсы, в которых нуждаются другие страны. Они всегда есть у России. Но зато она не была бы связана политически-ми и экономическими правилами ВТО. 

По данным журнала «Эксперт», Россия зарубежным фирмам отдаст рынок в 90 млрд. долларов, а получит – 23 млрд. долларов. По данным Юнкгад ООН в странах, которые открыли свои рынки для корпораций, распространилась ра-бота без социального пакета и трудового договора; кроме того, упали заработ-ные платы, возросло неравенство, США оказывают большое давление на Рос-сию в вопросе генетически измененных семян всех культур, ГМО – продуктов американских корпораций. 

Таковы некоторые проблемы и противоречия, оценки и суждения о присо-единении России к ВТО. Настораживал тогда еще и тот факт, что все требования ВТО к РФ не были известны никому. Не было серьезных аналитических работ, а только отдельные высказывания.

Необходимо отметить, что такие страны, как бывшие союзные республики СССР Киргизия и Украина, вступившие в ВТО гораздо раньше России, ничего не выиграли, а, наоборот, проиграли. В Киргизии, можно сказать, не стало своей промышленности. Не лучше стало в сельском хозяйстве, ибо постоянно проис-ходит сокращение производства. Например, земледелие сократилось в 35 раз, животноводство в 30 раз. Но зато увеличились объемы торговли, в особенно-сти, импортными товарами.

За три года членства в ВТО Украина тоже ничего не выиграла. И сейчас в Украине формируется мнение о необходимости изменения условий членства в этой организации. В таком же положении оказалась и Латвия, крупные предпри-ятия которой были закрыты.

Рассматривая все положительные и негативные стороны нашего вступления в ВТО, каждый раз приходят в голову слова американского политолога поль-ского происхождения Збигнева Бжезинского: «Новое рождение Запада должно происходить через Россию и за счет России» [6]. Возникает вопрос: как это в теоретическом и практическом смысле слова понимать? Для ответа на данный вопрос сделаем небольшой экскурс в историю.

Экономические санкции Запада, в особенности США против Советской России и СССР существовали почти всегда. С конца 1917 года они практически стали нормой. Когда большевики решили провести национализацию предприя-тий с иностранным капиталом и не платить по долгам царского правительства, Западные страны ввели экономические санкции. В зарубежных банках были за-морожены счета Госбанка и Минфина России. Было запрещено осуществлять расчетные операции Советской России. Затем был введен запрет на прием Рос-сийского золота («Золотая блокада»), после чего последовало эмбарго на им-порт товаров из России, кроме зерна. Золото не покупали, российские товары не ввозили, а зерно покупали охотно, и это в тот момент, когда в США продоволь-ствие уничтожали большими партиями. Кому нужна была такая политика? Ра-зумеется, западным странам, которые стремились к тому, чтобы вызвать недо-вольство населения советскими властями и задушить молодую советскую власть. Усугубила положение засуха 1931 года, в результате чего страна полу-чила голодомор, который стал черным пятном в истории СССР.

Однако, с точки зрения ликвидации существующего строя в СССР эффек-тивность блокад оказалась нулевой. Путем титанических усилий и жертв совет-ский народ сумел с 1929 по 1939 гг. построить около 9000 предприятий, боль-шинство из которых в основе своей имели импортное оборудование.

Каково бы ни было отношение США к СССР, но в 1929–1939 гг. половина всего американского экспорта приходилась на Советский Союз. Первые автомо-били, первые паровозы, тракторы – все поступало из США, Великобритании, Германии. За годы первых двух пятилеток почти 80 % всего промышленного оборудования в СССР было поставлено из США и Европы.

После войны западные страны во главе с США частично прибегали к раз-личным санкциям против нашей страны. Так, в начале 80-х годов ХХ века в СССР осуществлялась большая сделка «Газ – трубы». Для сооружения газо-провода из газодобывающих районов до западной границы страны необходимы были трубы большого диаметра и компрессоры, производства которых еще не было в СССР. Конечно, крупный заказ для себя получали западноевропейские страны, в особенности Германия. Однако под предлогом вторжения советских войск в Афганистан, Вашингтон попытался наложить запреты на эти поставки и заблокировать по ним расчеты через банки западных стран.

Несмотря на это, проект газопровода был реализован, ибо за кратчайший период времени в г. Челябинске было успешно налажено производство труб большого диаметра. Рабочие ответили должным образом: «Вашим санкциям – труба!»

После 1991 года Запад не раз выступал с угрозами введения санкций про-тив РФ, хотя до практической их реализации дело не доходило. А когда Россия 18 лет тому назад оказалась некредитоспособной, то ставился вопрос об аресте счетов Банка России. И в 2008 году на саммите ЕС в Брюсселе стоял вопрос о введении санкций против России по причине того, что якобы российские войска напали на Грузию. Операция «Чистое поле», задуманная тогдашним президен-том М. Саакашвили против осетинского народа, провалилась, и в очередной раз виноватой оказалась Россия.

Нельзя сказать, что все ограничивалось только угрозами. Были и конкрет-ные акции. Прежде всего, речь идет о «мягких санкциях». Это такие санкции, которые обычно применяются к странам, которые подозреваются в финансовой помощи террористам, в связях с преступными организациями, в коррупции. Вроде бы благородные цели… Но под этим предлогом закрылись в США корре-спондентские счета российских банков и наши банки были вынуждены открыть аналогичные счета в банках других стран. Эти санкции привели к росту издер-жек наших банков, к снижению эффективности их деятельности.

В начале 80-х годов из СССР начали эмигрировать специалисты с высшим образованием, в особенности математики и физики. Это наносило ущерб нашей стране и её экономике. Необходимо было, если не остановить полностью, то хо-тя бы как-то регулировать эти процессы. И в это время в СССР вышел указ, предусматривающий обязанность эмигрантов компенсировать государству рас-ходы на их обучение в вузах СССР. Сумма такой компенсации была немалой. Например, размер компенсации для выпускника МГУ составлял 12200 руб. (при средней месячной зарплате по стране 130–150 руб. это стоимость почти трех автомобилей «Жигули»). Это существенно снижало шансы потенциальных эми-грантов на выезд за рубеж. Мировая общественность, в первую очередь Израиль и США, была возмущены таким «ущемлением прав», так как указ существенно ограничивал «приток мозгов» в эти страны, а интересы нашей страны в данном вопросе никто не учитывал. 

В 1974 году в США была принята поправка Джексона-Вэника [1, с. 167]. Этот документ был направлен против тех стран, которые, по мнению американ-ских специалистов, ограничивают право граждан выезжать из своей страны на постоянное место жительство в другие страны. Нетрудно понять, что это было именно мерой, направленной против нашей страны. Денежный сбор вскоре был отменен. Поправкой также предусматривалось применение в отношении това-ров, импортируемых в США из стран с нерыночной экономикой, дискримина-ционных тарифов и сборов. Поправка Джексона-Вэника долгое время значи-тельно омрачала экономические отношения между Россией и США. Заметим, указ в СССР был отменен 20 мая 1991 г., денежный сбор отменили еще раньше, а поправку – только в 2012 году. Однако, сенатор Джон Маккейн и его коллеги добились в ответ на это принятия конгрессом «списка Магнитского».

«Акт Магнитского» 2012 года стал одной из наиболее нашумевших санкций за последнее время. На первый взгляд он кажется одним из проявлений амери-канской борьбы за справедливость. Суть заключалась в ограничении визового коридора в США, замораживание американских счетов лиц, причастных к делу Сергея Магнитского. Проходя свидетелем и подозреваемым по крупному эко-номическому преступлению фонда Hermitage Capital Management, он погиб в изоляторе «Матросская тишина» при неизвестных обстоятельствах. Казалось бы, это безобидная санкция для «чистых совестью» людей. Однако, на деле, этот закон Магнитского стал одним из главных рычагов давления США на Рос-сию. Уже неоднократно Вашингтоном поднимался вопрос о расширении списка за счет лиц, обвиненных в коррупции или в нарушении прав человека. То есть, фактически, сегодня Америка может угрожать подложным обвинением и замо-раживанием активов всем влиятельным лицам России.

А в феврале 1980-го Генеральная Ассамблея ООН подавляющим большин-ством голосов осудила ввод советских войск в Афганистан. Парламенты веду-щих западных стран поддержали инициативу бойкота Олимпиады в Москве. Само проведение летней Олимпиады в СССР оказалось под большим вопросом. На повестке Международного олимпийского комитета (МОК) был поднят соот-ветствующий вопрос. Однако члены МОК еще раз проголосовали за то, чтобы провести Игры-80 в Москве. 12 апреля 1980 года в штаб-квартире НОК США в Колорадо-Спрингс было принято окончательное решение о неучастии амери-канской команды в Олимпиаде-80. Руководители олимпийцев подчинились тре-бованиям политиков. Уже во время праздника закрытия игр в Москве, который состоялся 3 августа, советская сторона дважды «нарушила» заведенный церемо-ниал: не была проведена передача флага организаторам следующей Олимпиады и не исполнен гимн США – страны, принимающей следующую Олимпиаду. Так был положен почин бойкота летних Олимпийских игр в Лос-Анджелесе. 

После ввода советских войск в Афганистан и избрания Р. Рейгана президен-том США международные отношения резко обострились. Этому способствова-ли конкретные действия американской стороны, которые выразились в том, что ВМС и ВВС США начали провоцировать СССР: то корабли США заходили в территориальные воды нашей страны, то самолеты нарушали воздушное про-странство в районах Камчатки, Охотского моря и Курильской гряды (напомним, на берегах Охотского моря находились подводные лодки СССР). Все это нагне-тало обстановку в мире, усилилась напряженность в отношениях не только между США и СССР, но и во всей совокупности международных отношений. Конечно, эти действия американской стороны не могли остаться незамеченными со стороны советского руководства. Усилилась взаимная подозрительность сто-рон. И вот, в такой обстановке происходит инцидент с южнокорейским пасса-жирским самолетом «Боинг». Он был сбит советским самолетом перехватчиком СУ-15 по причине нарушения воздушного пространства СССР.

Президент США Рональд Рейган, узнав о гибели южнокорейского лайнера, назвал инцидент «преступлением против человечества, которое никогда не должно быть забыто». Причём у Вашингтона был свой счет к действиям совет-ской ПВО, поскольку в катастрофе погиб американский конгрессмен Ларри Макдональд – темпераментный антикоммунист и очень перспективный политик. Уже на следующий день после трагедии, 2 сентября 1983 года, США закрыли эту авиалинию, что по сути, означало блокаду авиасообщений с СССР. В течение двух месяцев отменялись рейсы «Аэрофлота» и воздушное простран-ство между США и СССР было перекрыто, однако сообщение было открыто уже 2 октября 1983 г. 

Кроме экономических санкций, США также практикуют по отношению к России санкции, ограничивающие научное сотрудничество. Например, в 1998 году был составлен список учреждений и организаций РФ, которые подозрева-лись в сотрудничестве с Ираном, который, якобы, стремился заполучить доступ к советским ракетам и ядерному оружию. Впоследствии, через 6–10 лет санкции с многих организаций были сняты, однако угроза того, чтобы не допустить рос-сийские технологии на мировой рынок существует, и по сей день.

После распада СССР Запад неоднократно угрожал различными санкциями Российской Федерации, например, за строительство АЭС в Бушаре (Иран); за контракт на модернизацию иранских самолетов-бомбардировщиков; за отказ российских властей передать США Э. Сноудена; за сотрудничество с правитель-ством Сирии и т. д.

Когда осенью 2013 года резко обострилось положение в Сирии, Россия, конечно, однозначно выступила в поддержку этой дружественной нам страны, и опять санкции. В письме, адресованном главе американского Минфина, четыре сенатора потребовали ввести санкции против некоторых российских банков, ко-торые, якобы финансируют правительство Б. Асада. Это не что иное как объяв-ление экономической войны против Российской Федерации, хотя на Западе име-нуют их просто – санкции.

После добровольного вхождения Крыма в состав Российской Федерации и трагических событий на востоке Украины практически вся Западная Европа, США, Канада, Япония, Австралия выступили с санкциями против России. По-следовали санкции со стороны стран, входящих в НАТО; санкции со стороны Европейского Союза; особо «тяжеловесными» оказались санкции США, Герма-нии и Канады.

В принятии экономических санкций особую усердность проявила Украина: она прекратила трансляцию телеканалов «Вести», «Россия 24», «Первый канал. Всемирная сеть», «РТР Планета» и «НТВ Мир» на своей территории; заморози-ла поставки оружия и военной техники в Россию; ограничила срок пребывания для граждан России лимитом в 90 суток; прекратила закачку российского газа в свои подземные хранилища; присоединилась к санкциям Европейского союза против России; запретила более 100 чиновникам – гражданам России, поддер-жавшим присоединение Крыма к России, въезд на свою территорию; существен-но усилила приграничный контроль прибывающих из России и Крыма: ограни-чила въезд для граждан Российской Федерации мужского пола в возрасте от 16 до 60 лет, которые путешествуют в одиночестве, за исключением случаев по-ездки к родственникам, на похороны, по заверенным оригиналам приглашений юридических лиц и физических лиц или по разрешению самой Госпогранслуж-бы; ограничила въезд для граждан Украины с крымской пропиской мужского пола в возрасте от 16 до 60 лет, которые путешествуют в одиночестве, за ис-ключением случаев поездки к родственникам с тяжелой болезнью, при наличии билетов на другие самолеты, туристических ваучеров или на основании инфор-мирования украинских пограничников; ввела фильтрационно-проверочные ме-роприятия для граждан Украины с крымской регистрацией женского пола в воз-расте от 20 до 35 лет; ограничения не касаются россиян и крымчан, прибывших с семьями, в составе которых есть дети; Конституционный Суд Украины прекра-тил сотрудничество с Конституционным Судом Российской Федерации; пере-крыла поступление воды на крымский полуостров через Северо-Крымский ка-нал.

И это далеко не полный перечень экономических санкций против России, природу которых на съезде машиностроителей России очень точно охарактери-зовал вице-премьер РФ Д. Рогозин, указав, что «так называемые санкции – одна из разновидностей оружия в гибридной войне против России, при этом Крым был удачным поводом для их применения. И даже если руководство РФ, при-мет решение подарить Украине полуостров вместе с Кубанью, вернуть южную часть Сахалина Японии, Смоленскую область Речи Поcполитой, а в дополнение к Аляске передать Соединенным Штатам Чукотку с Камчаткой, пресловутые санкции никуда не денутся, а требования будут ужесточаться до тех пор, пока авторы санкций не достигнут поставленных перед собой целей – приведения экономики России к уровню 1990-х годов» [8].

На заседании Госсовета РФ 18 сентября 2015 г. Президент РФ затронул во-прос деятельности ВТО [7]. Он назвал западные санкции против России наруше-нием базовых принципов Всемирной торговой организации. «Введенные против России ограничения представляют собой не что иное, как отказ от базовых принципов ВТО нашими партнерами, – сказал он. – Нарушается принцип равен-ства условий доступа стран к рынкам, игнорируется режим наибольшего благо-приятствования в торговле, игнорируется принцип справедливой и свободной конкуренции». Путин подчеркнул, что делается все это «политизировано», без какого-либо соблюдения норм ВТО. Фактически, сказал Путин, группа запад-ных стран позволила себе в одностороннем порядке «зачеркнуть» ряд принци-пов и правил ВТО для России, которая, как напомнил российский президент, входит в число шести крупнейших экономик мира.

Конечно, Россия зависит от импорта. От импорта зависимы практически все страны мира, поскольку они связаны системой международного разделения труда и товарообмена. Следовательно, самодоcтаточной экономики нет и не может быть ни в одной стране в условиях глобализма [2, с. 167]. Однако само-достаточности Россия должна добиться, например, в сельском хозяйстве. Так, политика импортозамещения, проводимая правительством РФ за последние 2 года, дала о себе знать: доля потребления населения за счет собственного про-изводства увеличивается и достигнет 80 %, а доля импортных товаров составит 20 % в 2016 году. Конечно, желаемое нельзя выдавать за действительное. Чтобы это стало закономерным явлением, надо будет решить целый ряд конкретных проблем в развитии сельского хозяйства.

Мы должны активно бороться за отмену санкций, с одной стороны, а с другой – надо адаптироваться работать в условиях санкций, активно прово-дить разумную протекционистcкую политику [5, с. 200].

Если и дальше будут санкции, которые наносят ущерб нашей стране, то необходимо подумать (как правильно на наш взгляд, считает проф. Касатонов) о выходе из ВТО (пока еще не поздно) без всяких обременительных для России условий выхода; правительству разработать научно обоснованную программу импоpтозамещения (конкретную, с указанием реальных инструментов ее вы-полнения и персонально ответственных лиц); а также рассмотреть и принять решение об объявлении дефолта по внешним долгам, ибо в последние годы внешний долг стал обгонять размеры валютного резерва РФ: в 2014 г. внешний долг составил 721 млрд. долл., а величина международных резервов составила 467 млрд. долл., т. е. степень покрытия долга России валютными резервами со-ставила лишь 58,7 %; добиваться неукоснительного выполнения Федерального закона от 19 мая 2013 г. №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц откры-вать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Фе-дерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструмен-тами» [10].

Подводя итоги наших размышлений об экономических санкциях, мы долж-ны ответить на поставленный в статье вопрос: как понимать слова Збиг-нева Бжезинского о том, что новое рождение Запада должно происходить через Рос-сию и за счет России? Ответ однозначен: Россия – это не Бангладеш с ядерным оружием, а мощная во всех отношениях мировая держава и никому не удастся превратить нашу страну в колонию и сырьевой придаток западной «цивилиза-ции».

Список литературы

1. Абалкина А. А. Мировая экономика: учебник / А. А. Абалкина и др. – Москва: Юрайт: ИД Юрайт, 2011. 

2. Гордеев В. В. Мировая экономика и проблемы глобализации / В. В. Гор-деев. – Москва: Высшая школа, 2008. 

3. Гурова И. П. Мировая экономика: учебник / И. П. Гурова. – Москва: Омега-Л, 2009. 

4. Кудров В. М. Мировая экономика: учебник / В. М. Кудров. – Москва: Юстицинформ, 2010. 

5. Ломакин В. К. Мировая экономика: учебник / В. К. Ломакин. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 

6. Плотницкий М. И. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятель-ность: учебное пособие / М. И. Плотницкий [и др.]. – Минск: Современная шко-ла: Мисанта, 2011.

7. Выступление Збигнева Бжезинского  на вручении премии имени Алекси-са де Токвиля 14 октября 2011 г. [Электронный ресурс]. URL: // TIMESru.com http://www.timesru.com/world/2011/11/02/152037/1 (дата обращения: 01.05.2016).

8. Выступление Президента РФ В. В. Путина на заседании Госсовета РФ 18 сентября 2015 г. [Электронный ресурс] http://www.kremlin.ru (дата обращения: 01.05.2016).

9. Выступление Д. Рогозина на съезде Союза Машиностроителей России, 19 апреля 2016 г. [Электронный ресурс] http://www.oborona.gov.ru/news/view/9993 (дата обращения: 01.05.2016).

10. О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, распо-ложенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными инструментами: Федеральный закон от 19 мая 2013 г. № 79-ФЗ.

List of references

1. Abalkina A. A. etc. World economy: textbook, Moscow, Yurayt: publishing house of yurayt, 2011.

2. Gordeev V. V. The world economy and problems of globalization, Moscow, Graduate school, 2008.

3. Gurov I. P. World economy: textbook, Moscow, Omega-L, 2009.

4. Kudrov V. M. World economy: textbook, Moscow, Yustitsinform, 2010.

5. Lomakin V. K. World economy: textbook, Moscow, YUNITI-DANA, 2009.

6. Carpenter M. I. etc. World economy and foreign economic activity: tutorial, Minsk: Modern school: Misana, 2011.

7. Speech by Zbigniew Brzezinski on the award named after Alexis de Tocque-ville’s October 14, 2011. Mode of access: TIMESru.com http://www.timesru.com/world/2011/11/02/152037/1, accessed May 1, 2016.

8. The President of the Russian Federation Vladimir Putin at a meeting of the state Council of the Russian Federation 18 September 2015. Mode of access: http://www.kremlin.ru, accessed May 1, 2016.

9. Speech by Dmitry Rogozin, the Congress of the Union of machine Builders of Russia, April 19, 2016. Mode of access: http://www.oborona.gov.ru/news/view/9993, accessed May 1, 2016.

10. Banning certain categories of persons to open and have accounts (deposits), store cash and values in foreign banks located outside the territory of the Russian Federation, own and (or) to use foreign tools, Federal law of may 19, 2013 g. № 79-FZ.

VN:F [1.9.17_1161]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.17_1161]
Rating: 0 (from 0 votes)
VN:F [1.9.17_1161]
Стиль изложения
Информативность
Сложность вопроса
Научная новизна
Коммерциализуемость
Rating: 0.0/5 (0 votes cast)