УДК 316.444.5:004

Проблемы профессиональной мобильности специалиста по разработке информационных систем

Professional mobility’s problems of specialist in the development of information systems

О. В. Чернова

O. V. Chernova

Ухтинский государственный технический университет, г. Ухта

Ukhta State Technical University, Ukhta

В статье обосновывается необходимость высокой профессиональной мобильности специалиста по созданию информационных систем, указывается на повышение роли ключевых компетенций и рекомендуется использование проектных технологий в обучении соответствующих специалистов.

This article substantiates the necessity of high professional mobility of specialist in information systems development, points to the increasing role of key competencies and recommends the use of project technology in education of IT-specialists.

Ключевые слова: ИТ-специалист, профессиональная мобильность, компетенции, проектные технологии

Keywords: IT-specialist, professional mobility, competence, project technology.

Согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации высшее профессиональное образование нацелено на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональной мобильности в условиях информатизации общества [1].

Исходя из этой доктрины следует два важных момента. Первый связан с неизбежной информатизаций общества. Информационные системы начинают внедряться во все сферы человеческой деятельности, интегрироваться в любую профессиональную среду: ЖКХ, авиация, страхование и многие другие. Т.е. идет перестройка и обогащение информационно-коммуникативной основы функционирования общества и его важнейших подсистем — производства, управления, науки, образования, сферы услуг, денежно-кассовых операций, медицины, криминалистики, охраны окружающей среды, а также быта и сферы личной трудовой деятельности людей [3].

Второй момент относится к профессиональной мобильности специалистов, которая предполагает под собой возможность и способность специалиста успешно переключаться на другую деятельность или менять вид труда [2].

Одной из самых критичных специальностей в плане профессиональной мобильности можно назвать выпускника направления информационные системы и технологии, чья подготовка ориентирована для работы на предприятиях, организациях и в органах государственной власти и управления, чтобы создавать и сопровождать информационные системы различного назначения и уровня.

Существует очевидное направление мобильности, касающееся стремительных темпов развития технологий разработки информационных систем. Ежегодно появляются десятки новых языков программирования и их диалектов, выпускаются новые платформы разработки программного обеспечения и т.п., которыми ИТ-специалист должен овладевать по мере дальнейшего профессионального роста. В противном случае его скорость и эффективность как разработчика будет несопоставима с навыками других специалистов, что приведет к падению конкурентоспособности на рынке труда.

Однако немаловажным фактом является то, что специалист в области создания информационных систем в первую очередь ориентирован не только на специфику профессиональной деятельности, по которой проходил подготовку, но и на ту предметную область, в которой будет происходить разработка информационной системы.

Представим, что ИТ-специалисту для нефтеперекачивающего предприятия требуется спроектировать и разработать информационную систему формирования планов-графиков перекачки нефти. Для осуществления данной задачи необходимо овладеть основательными знаниями о том, как на предприятии осуществляется процесс перекачки, т.е. познакомится с объектами нефтепровода (насосные агрегаты, резервуарные парки, ПСП и т.д.), их характеристиками (давление, координаты, скорость перекачки, мощность и т.д.), аспектами планирования (нежелательно переключать режимы чаще, чем 2 раза в сутки, учитывать взаимозаменяемость агрегатов) и многими другими сторонами автоматизируемого процесса.

Согласно рекомендациям в разработке ИС предприятию-заказчику необходимо предоставлять специалиста, который бы мог прояснять для проектировщиков и разработчиков специфику автоматизируемого процесса, уточнять понятия. Однако на деле такие специалисты не выделяются, т.к. они уже задействованы на производстве и рабочее время таких компетентных специалистов стоит дорого. Вместо этого проводятся нечастые встречи-консультации для разработчиков в строго отведенное для этого время. Естественно, что многие существенные детали во время таких консультаций

Автору статьи приходилось сталкиваться со случаями, когда нюансы и уточнения производственных процессов происходили на 2-ой и 3-ий год плотного сотрудничества в ходе создания информационной системы, а методику планирования плана-графика разработчикам приходилось разрабатывать самостоятельно.

Более того, профессиональные знания специалиста в предметной области дополнены рядом экспертных знаний, которые вырабатывались во время осуществления им соответствующей профессиональной деятельности. Данные знания зачастую достаточно сложно формализовать в конкретные правила и алгоритмы.

Все это говорит о том, что перед нами стоит ситуация, когда специалисту приходится осваивать профессиональные навыки другой специальности. И это с учетом того, что он будет достаточно продолжительное время заниматься разработками только в этой предметной области. Если же учитывать предполагаемую профессиональную мобильность, то разработчик не может быть ограничен одной предметной областью, может участвовать в нескольких проектах одновременно (например: учет договоров, учет успеваемости студентов и т.д.). Следовательно проектировщик ИС (специалист в области ИТ) становится в определенной степени экспертом всех производственных  процессов, которые проходят автоматизацию.

На сегодняшний день уже существуют отдельные ветвления подготовки разработчиков в различных предметных областях: информационные системы в экономике, информационные системы и технологии в геоинформационных системах и т.п. Потенциально таких направлений подготовки может стать достаточно много, т.к. достаточно много отраслей профессиональной деятельности, для которых необходима интеграция с информационными системами при осуществлении производства. Автор считает указанное ветвление тупиковым путем, который ограничит профессиональную мобильность специалистов.

По мнению автора особую значимость приобретает развитие у студента ИТ-специальности ключевых компетенций, а именно: учебно-познавательной, коммуникативной и информационной. Именно эти компетенции должны сыграть основную роль для развития профессиональной мобильности ИТ-специалиста.

Роль учебно-познавательной компетенции

Среди этапов создания информационной системы стоит такой этап как «разработка требований» или «Формирование спецификации программного обеспечения» [4]. В рамках этого этапа ключевую роль выделяют так называемым функциональным требованиям или определение действий, которые должна будет выполнять система. На этот период выделяется до 20% временных затрат. Стоит заметить, что именно на этом этапе разработчик должен впервые выполнить анализ и сформулировать не только те функции, которые должна выполнять система, но и специфику того процесса, который ему требуется автоматизировать. Здесь определяются границы системы, внешние и внутренние участники, объекты учета и методики, если дело идет о сложном многоступенчатом процессе, уточняется терминология.

Разработка требований для сложного процесса в целом требует гораздо больше времени, чем 20%. Как бы ни уточнялись детали на первоначальном этапе анализа и какими бы точными не были разработанные спецификации требований в целом на всех оставшихся этапах разработки системы могут возникать ситуации, когда необходимо проведение консультации со специалистами предметной области, обращение к дополнительным литературным источникам.

В данном случае важно, насколько ИТ-специалист владеет учебно-познавательной компетенцией так как, степень ее сформированности иногда в большей степени определяет качество и скорость разработки ИС. Таким образом, в обучающихся необходимо развивать способность ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, работать с инструкциями, умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме, т.е. формировать учебно-познавательную компетенцию.

Роль коммуникативной компетенции

В ходе анализа предметной области при консультациях со специалистом предприятия-заказчика играют важную роль социальные навыки человека, который проводит опрос на консультациях со специалистом. Должен быть обязательно соблюден этикет в сфере делового общения, должны быть обеспечены точно сформулированные вопросы, т.к. наиболее общим правилом является правило, согласно которому нельзя приступать к сообщению мысли, если она непонятна или не до конца понятна самому себе.

Кроме того, разработка сложной информационной системы может длиться продолжительное время, до нескольких лет. Ввиду экономических или технологических изменений на предприятии может оказаться, что определенные уже разработанные функциональные возможности системы окажутся некорректными или устаревшими, и потребуется уже в ходе первичной разработки проводить модернизацию системы.

Предполагается что детально разработанное техническое задание на проект может стать гарантией того, что разработчиков ИС не станут принуждать подстраиваться под изменяющиеся на предприятии процессы, однако на деле оказывается, что нарушать благоприятное взаимодействие с Заказчиком является крайне невыгодным. Поэтому особенно важным является для разработчика ИС владеть коммуникативной компетенцией, т.е. владеть сложными коммуникативными навыками и умениями, формировать адекватные решения в условиях изменений.

Роль информационной компетенции

Информационная компетенция отвечает на социальный заказ: создание условий для развития члена информационного общества, способного оперативно реагировать на появление новых знаний, использовать информацию для достижения целей, приспосабливаться к динамике информационного пространства.

Как уже упоминалось ранее, ИТ-специалисту приходится ориентироваться в информационной среде и извлекать необходимые профессиональные знания в автоматизируемой профессиональной сфере самостоятельно.

Это обусловлено тем, что встречи с профессионалами данной области не могут проводится в достаточной мере часто, а также в силу определенного человеческого фактора, когда некоторые специалисты предприятия могут намерено препятствовать процессу разработки системы (если беспокоятся, что их профессиональные знания после разработки системы окажутся невостребованными) или забывать уточнять некоторые специфические особенности процесса.

С учетом того, что получаемые ИТ-специалистом новые профессиональные знания лягут в основу работы будущей информационной системы, эти знания должны быть корректными, непротиворечивыми, т.к. это может существенно отразиться на производственном процессе с возможными критическими последствиями.

Таким образом, в ходе осуществления профессиональной деятельности ИТ-специалиста, идет самостоятельная познавательность, основанная на способах приобретения знаний из источников информации, которые часто не являются формализованными. Это либо опыт экспертов, выраженный в произвольной форме, либо другие источники информации: книги, СМИ, аудио-, видео-, копировальная, множительная техника, цифровые носители, Интернет и т.п.

Одним из наиболее приоритетных направлений в развитии указанных компетенций  автор считает внедрение в образовательный процесс проектной технологии [5]. В ходе проектного обучения  акценты будут направлены на решение учащимися учебных задач на основе самостоятельного сбора информации, обязательного обоснования и корректировки последующей продуктивной учебной деятельности, на взаимодействие в группах, самооценки и презентации результата.

В рамках подготовки специалистов на кафедре ИСТ проводилась эксперименты в области создания таких  проектных групп. В результате одного такого эксперимента была подготовлена группа разработчиков информационной системы «УГТУ», которая с 2007 развивается и модернизируется на текущий момент, а в некоторых производственных процессах образовательного учреждения (прием абитуриентов, учет контингента и успеваемости) стала незаменимым инструментом для осуществления соответствующей деятельности. Более того данные разработчики заняты в ряде дополнительных проектов, не имеющих отношение к образовательным процессам (геофизика, банковское дело, нефтеперекачка и т.д.), что свидетельствует о высоком уровне их профессиональной мобильности и указывает на успешный опыт использования проектных технологий в обучении.

Библиографический список

  1. Т.А. Дмитренко. Профессионально-ориентированное обучение студентов в системе высшего образования // Национальное объединение преподавателей иностранных языков делового и профессионального общения в сфере бизнеса. [М. 2006-2012], URL: http://www.nop-dipo.ru/node/272 (дата обращения: 29.07.2012).
  2. Профессиональная мобильность. Словарь // Консультация психолога — доверьте свои проблемы специалистам. [М. 2010—2011], URL: http://psihotesti.ru/gloss/tag/professionalnaya_mobilnost/ (дата обращения: 29.07.2012).
  3. Информатизация общества. // Словари и энциклопедии на Академике. [М. 2000-2010],
  4. Соммервилл Иан. Инженерия программного обеспечения, 6-е издание. : Пер. с англ. — М. : Издательский дом «Вильямс», 2002. — 6с. : ил. — Парал. тит. англ.
  5. О.А. Миронова. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». — М. : Издательский дом «Первое сентября», 2012. URL: http://festival.1september.ru/articles/550299/ (дата обращения: 29.07.2012).

 

Статья поступила в редакцию: 23.01.2012

VN:F [1.9.17_1161]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.17_1161]
Rating: 0 (from 0 votes)
VN:F [1.9.17_1161]
Стиль изложения
Информативность
Сложность вопроса
Научная новизна
Коммерциализуемость
Rating: 0.0/5 (0 votes cast)