УДК 004.415.2

Оценка стоимости информационных ресурсов учреждений отрасли образования (на примере высших учебных заведений)

Estimating the cost of information resources in education institutions sector (for example, higher education institutions)

Д. А. Беляев

Кандидат экономических наук, доцент

D. A. Belyaev

PhD, docent

Министерство образования Республики Коми

Ministry of Education

of the Komi Republic

В статье рассмотрены возможные подходы к оценке стоимости информационных ресурсов регионального вуза. Уделено внимание вопросам информационных рисков в вузе. Приводится их краткая классификация.

The paper considers possible approaches to assessing the value of information resources of the regional university. Attention is paid to the Information Risk at the university. In article presents their summary classification.

Ключевые слова: информационный ресурс, информационный риск.

Keywords: information, the information economy.

В свете стремительного развития информационных технологий и все более широкого их применения во всех сферах деятельности современного предприятия, немаловажными представляются вопросы формирования информационных ресурсов и оценки их потенциальной стоимости.

Вузы как полноправные хозяйствующие субъекты экономики любого региона Севера и участники его инновационного развития должны уделять достаточное внимание как развитию своей информационно-технологической инфраструктуры – в целом, так и обеспечению информационной безопасности при этом – в частности.

Вопросы как информационной безопасности, так и оценки стоимости информационных ресурсов сравнительно недавно стали рассматриваться некоторыми вузами в качестве приоритетных. Общее усиление законодательного поля в области защиты информации, а также многочисленные случаи утечек и кражи информации, в том числе и так называемыми инсайдерами на предприятиях других отраслей, не дают оснований откладывать вузами необходимость усиления и совершенствования мер по обеспечению комплексной информационной безопасности, включая адаптацию имеющихся или разработку новых методик оценки стоимости накопленных информационных ресурсов.

Наблюдаемое в последние годы значительное увеличение спектра применяемых информационных технологий в деятельности высших учебных заведений и, как следствие, существенное расширение информационного пространства вуза и дальнейшая его интеграция в общее информационно-технологическое поле региона должны инициировать в вузе тщательную проработку нормативной локальной документации, регулирующей и вопросы информационной безопасности, и методы оценки стоимости информационных ресурсов, и информационные риски.

По нашему убеждению, устойчивое развитие Севера немыслимо без эффективно функционирующей информационной политики в научно-образовательной среде каждого северного региона. Более того, информационно-технологический стержень научно-образовательной среды северного региона как раз и должен состоять из информационных банков, технологий, методик именно высших учебных заведений, находящихся на его территории. В том числе, методы оценки стоимости информации должны быть определены, разработаны и, при необходимости, эффективно применяться.

Основными объектами оценки стоимости информации в вузе являются:

  • документированная нормативная (управленческая, административная) информация;
  • информационные ресурсы научного и образовательного направлений;
  • информационные продукты на правах патентов, изобретений, регистраций в отраслевых фондах; прочие информационные объекты авторского права;
  • информационные системы (управления; организации учебного, методического, научного процессов).

Можно выделить три основных подхода, которые могут быть применимы при оценке стоимости информационных ресурсов в вузе: доходный, затратный и сравнительный.

Доходный способ оценки предполагает использование методов преимущества в прибыли и преимущества в расходах. Метод преимущества в прибыли основан на учете дополнительной прибыли, полученной от использования данного информационного ресурса. Главной проблемой при применении доходного способа является определение величины дополнительной прибыли. Метод преимущества в расходах состоит в расчете уменьшения расходов в результате применения данного информационного ресурса.

Следует отметить, что в вузах затруднительно применять доходный способ оценки стоимости информации, поскольку большинство вузов являются бюджетными учреждениями с фиксированными лимитами бюджетных обязательств, а все доходы являются доходами бюджета. Другими словами, в вузах нет прибыли как таковой, поскольку все дополнительные доходы (полученные, например, из внебюджетных источников) реинвестируются в учебный процесс. В то же время, по нашему мнению, метод преимущества в расходах доходного способа оценки может применяться в вузах, т.к. планировать свои расходы и сокращать их при внедрении и использовании различных информационных банков вузам вполне уместно и, даже, необходимо.

Затратный подход основан на определении фактических затрат, связанных с созданием и введением в действие информационного ресурса. При этом подразумевается учет всех расходов и выплат, а также необходимо научно-техническую значимость конкретной информации.

Применение сравнительного подхода возможно только при существовании эффективно функционирующего рынка информационных ресурсов. При данном подходе предполагается оценка стоимости информации на основе результатов изучения и анализа аналогичных информационных банков других вузов. В то же время в России на данный момент не существует однозначных и проверенных временем шаблонов и систем управления информационными ресурсами. Несмотря на то, что из-за указанной выше причины сравнительный подход слабо применим в вузе, по отдельным направлениям его применение может быть эффективным – например, при оценке стоимости бухгалтерской информации. Так как бухгалтерские службы почти всех вузов давно автоматизированы, а также существует как относительно сформировавшийся рынок бухгалтерских информационных систем управления, так и достаточное количество прецедентов, связанных с потерей (утечкой) информации. Как частность, заметим, что также данные по осуществленным раннее сделкам купли-продажи информационных ресурсов (в том числе и научно-технических), аналогичных оцениваемому, могут использоваться для определения стоимости данного ресурса.

Также при оценке стоимости информационных ресурсов в вузе следует уделять особое внимание выявлению так называемых информационных рисков, т.к. именно информационные риски в большинстве случаев определяют ту или иную информационную угрозу с ее возможной реализацией в дальнейшем и, как следствие, необходимостью определения стоимости потерянного информационного банка и (или) информационной технологии.

Информационный риск – это предполагаемое событие, которое может наступить с определенной вероятностью и в результате воздействия этого события на обрабатываемую, хранящуюся или передаваемую информацию может произойти ее искажение, подделка, утечка, хищение, потеря, то есть может быть нанесен ущерб собственнику, владельцу информационных ресурсов, систем, то есть вузу.

Следует заметить, что до настоящего времени как отсутствует общепринятое толкование понятия «риск», так и не разработан пригодный для различных теоретических и практических случаев метод количественной оценки обобщенного показателя риска в вузе. В том числе отсутствуют четко выявленные и изученные особенности рисков в области защиты информации именно в вузе в целом, и нет научно обоснованных рекомендаций границ допустимости уровня риска для конкретных ситуаций, возникающих в вузе, в частности.

Информационные риски в вузе можно отнести к чистым, имущественным, производственным рискам.

Чистые риски означают возможность получения отрицательного или нулевого результата. Например, из-за утечки информации, связанной с разработкой какой-либо научно-технической документации, конечный результат может оказаться нулевым, т.к. документация может попасть к конкурирующим коллективам других вузов.

Имущественные риски, как и в организациях других отраслей, в вузе связанны с вероятностью потерь имущества, в данном случае – в документированной информации, информационных образовательных и научных ресурсов.

Производственные риски в вузе связаны с возможными прямыми и косвенными убытками от остановки учебного и научного вузовских процессов или невозможности предоставления услуг в сфере информатизации образовательной среды региона вследствие воздействия различных факторов и, прежде всего, связанных с утратой или повреждением информации.

Размер ущерба от потери информации может определяется на основании проведенного анализа с учетом стоимости потерянной информации и периода, необходимого для восстановления прерванной деятельности высшего учебного заведения целиком либо по отдельным направлениям.

Дополнительно сообщим, что для определения размера причиненного ущерба в вузе можно использовать:

  • в отношении утраченной информации – стоимость ее восстановления силами специалистов самого вуза или с помощью привлекаемых организаций;
  • в отношении утраченного программного обеспечения, обеспечивающего учебные, научные и административные процессы – стоимость его приобретения, переустановки и настройки;
  • в отношении убытков от перерыва внебюджетной деятельности (в случае ее наличия в вузе) – недополученная прибыль и дополнительные расходы высшего учебного заведения.

Учитывая вышесказанное, можно рекомендовать вузам подходить максимально ответственно к разработке положений, должностных инструкций и прочих локальных нормативных документов, регулирующих информационную безопасность вуза, в том числе и с точки зрения аспектов оценки стоимости информационных ресурсов.

 

Статья поступила в редакцию: 06.02.2012

VN:F [1.9.17_1161]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.17_1161]
Rating: 0 (from 0 votes)
VN:F [1.9.17_1161]
Стиль изложения
Информативность
Сложность вопроса
Научная новизна
Коммерциализуемость
Rating: 0.0/5 (0 votes cast)