Борисова Н. К.
О возможности использования рейтинговых
систем стимулирования при реализации
эффективного контракта

О возможности использования рейтинговых систем стимулирования при реализации эффективного контракта

On the possibility of using the rating systems in the implementation of an effective contract

Н. К. Борисова

N. K. Borisova

Московский педагогический государственный университет,
г. Москва, Россия

Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia

Целью
работы является проведение обзора существующих систем стимулирования в сфере высшего образования. В статье приведён результат контент-анализа сайтов российских вузов – описание нескольких рейтинговых систем стимулирования и оцениваемые ими направления работы преподавателей, рассмотрены принципы формирования эффективного контракта и систем стимулирования, указана возможность применения рейтинговых систем в реализации эффективного контракта, отмечена целесообразность реализации механизмов эффективного контракта на основе информационных систем.

The aim of this work is the review of the existing incentive systems in the field of higher education. The article presents the result of the content analysis of the websites of Russian universities – given a description of several rating systems encourage and evaluate their areas of work teachers multiple rating systems encourage and evaluate their areas of teaching, the principles of formation of an effective contract and incentive systems, establish whether the use of the rating systems in the implementation of an effective contract, the practicability of implementation of mechanisms for effective contract-based information systems.

Ключевые слова: эффективный контракт, стимулирование труда, рейтинг ППС, рейтинговая система, оценка работы преподавателей.

Keywords: efficient contract, incentives, rating PPP rating system, assessment of the work of teachers.

Введение

С выходом распоряжения Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р «О программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 гг.» каждый вуз должен заключить с сотрудниками эффективный контракт, в соответствии с Приказом Минтруда РФ № 167н «… в отношении каждого работника должны быть уточнены … показатели и критерии оценки эффективности деятельности…» [4]. При этом во многих вузах уже существуют, те или иные системы стимулирования профессорско-преподавательского состава (далее – ППС), таким образом, появляется потребность в разработке критериев эффективного контракта для преподавателей вуза на основе анализа показателей существующих систем стимулирования.

Анализ вузов на подход к стимулированию преподавателей

В высшем образовании РФ применяются различные системы стимулирования, оценка эффективности которых весьма затруднена, не только и не столько разнообразием подходов к стимулированию, сколько уникальностью самих вузов, как географической, так и исторической. Рассмотрев системы стимулирования, применяемые в вузах РФ, можно сделать вывод, что они обладают весьма большим разнообразием, в том числе и по измеряемым показателям работы ППС – от одного показателя до нескольких сотен.

В той или иной форме системы оценки деятельности преподавателей существуют во многих вузах, например: рейтинговая оценка ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» на основе данных формы, заполняемой каждым преподавателем самостоятельно [3], система стимулирования ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический институт» [6], система «Электронный университет», применяемая в Казанском государственном архитектурно-строительном университете [8] и Индексная система оценки трудового коллектива ФГБОУ ВО «Ухтинский государственный технический университет» — данных системах имеется единый личный кабинет преподавателя в информационной системе, возможность онлайн-заполнения результатов деятельности с подробным описанием и прикреплением отсканированных документов [7].

В большинстве рассмотренных систем выделяются показатели оценки деятельности ППС, сгруппированные по таким разделам как:

  1. учебная работа;
  2. воспитательная работа;
  3. методическая работа;
  4. научно-исследовательская и инновационная деятельность;
  5. подготовка научных кадров;
  6. оценка показателей повышения квалификации;
  7. организационная, общественная и управленческая деятельность.

Есть вузы, стоящие особняком в сфере оценки труда, например в Высшей школе экономики и некоторых других университетах приоритет поставлен на достижение рейтинговых показателей международной научной деятельности.

Оценка ППС для эффективного контракта

Эффективный контракт – это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки [5].

В письме Минобрануки от 29.08.2014 представлены «Методические рекомендации» [9], в которых отмечается, что разработка показателей и критериев эффективности работы преподавателей осуществляется с учётом следующих принципов:

  1. объективность – размер выплат стимулирующего характера работника должен определяться на основе объективных данных о степени выполнения плановых значений показателей эффективности его труда;
  2. предсказуемость – педагогический работник должен знать, какие выплаты стимулирующего характера он получит в зависимости от результатов своего труда;
  3. адекватность – вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат деятельности образовательной организации, его опыту и уровню квалификации;
  4. своевременность – вознаграждение должно следовать за достижением результата;
  5. прозрачность – правила определения стимулирующих выплат должны быть понятны каждому работнику;
  6. измеримость – достижение значений показателей эффективности деятельности должно быть измеряемым и оцениваться в динамике применительно к периодам времени, за которые начисляются выплаты стимулирующего характера.

Из опыта разработки рейтинговых систем стимулирования, представленного в научной печати можно отметить, что разработка показателей оценки деятельности ППС некоторыми учеными велась ещё с 2006 года на основе всех перечисленных выше принципов [1].

В вузах уже перешедших на эффективный контракт используются такие критерии оценки труда ППС, как например:

  1. учебно-методическая работа:
    1. подготовка рукописи учебника или учебного пособия к изданию;
  2. научно-исследовательская работа:
    1. подготовка и издание статьи: в изданиях, индексируемых в базах данных «Web of Science» и «Scopus», РИНЦ;
    2. подготовка патентов на изобретение;
    3. подготовка патента на полезную модель;
    4. подготовка программ для ЭВМ, баз данных, топологии интегральных микросхем для представления в Роспатент;
    5. защита диссертации;
    6. наличие награды, почётного звания.

Аналогичные направления и показатели оценки ППС можно заметить и в рейтинговых системах, которые были разработаны и функционировали до начала внедрения эффективного контракта [2, 10].

Рекомендуемый план перехода на эффективный контракт при уже существующей в вузе системе рейтинговой оценки

Основные изменения, необходимые для перехода на эффективный контракт при уже существующей рейтинговой системе видятся следующим образом:

1. Проведение исследования мотивирующих факторов, отношении к существующей системе стимулирования, осведомлённости об эффективном контракте и ожиданиях от его внедрения, в том числе на основе подробного анкетирования работников вуза. Изучение и фиксация текущего уровня результативности труда для последующего отслеживания динамики его изменения.

2. Уточнение критериев оценки труда, применяемых в системе стимулирования: возможно сокращение и агрегация списка показателей для размещения в дополнительных соглашениях к трудовому договору, альтернативой здесь является использование ссылки на положение по системе материального стимулирования, как практикуется на данный момент в некоторых вузах.

3. Информирование работников о переходе на эффективный контракт, необходимость которого подтверждается анкетированием, проведённым автором среди 110 преподавателей и сотрудников одного из вузов, по данным которого об эффективном контракте осведомлен полностью только руководящий состав, при этом средняя осведомлённость составляет только 57%. На рисунках 1-2 приведено соотношение ответов на вопрос «Знаете ли Вы что в вузах планируется введение эффективного контракта» положительные ответы показаны темным цветом, отрицательные – светлым.


Рисунок 1. Осведомлённость об эффективном контракте
по категориям работников.


Рисунок 2. Осведомлённость об эффективном контракте по должностям

4. Заключение дополнительных соглашений с указанием перечня показателей оценки труда к трудовым договорам работников вуза (в выбранном варианте: полном, сокращённом или в виде ссылки на находящееся в свободном доступе положение, в том числе в интернет).

5. Анализ результатов внедрения эффективного контракта, изучение изменения результативности труда и мотивации работников, формирование предложений по дальнейшему совершенствованию системы материального стимулирования работников.

Заключение

По итогам исследования можно сделать вывод, что у вузов, уже применяющих системы стимулирования, есть возможности их использования для внедрения эффективного контракта. Основной задачей в таких случаях становится увязка результатов оценки деятельности работников вуза с формой эффективного контракта, в частности, вынесение их в трудовой договор. Немаловажным фактором при введении эффективного контракта является и функционирование информационной системы учета результатов труда, что позволит существенно сократить трудозатраты, обеспечить большую точность учета достижений и использовать собранные данные повторно.

Список литературы

1. Данилов Г. В. Индексная система стимулирования сотрудников // Высшее образование в России. 2008. № 5. С. 86-90.

2. Данилов Г. В., Рочев К. В., Цхадая Н. Д., Маракасов Ф. В., Эмексузян А. Р. Система материального стимулирования профессорско-преподавательского состава в Ухтинском государственном техническом университете // Ухтинский государственный технический университет. Saint-Louis, MO, USA, 2014.

3. Положение «О рейтинговой системе оценке качества научно-исследовательской, учебно-методической работы профессорско-преподавательского состава ГОУ ВПО «Горно-Алтайский государственный университет» [Электронный ресурс]. – / ГАГУ (сайт). Режим доступа: http://www.gasu.ru/univer/science/otdel_kach/.

4. Приказ Минтруда России от 26.04.2013 № 167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта».

5. Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 г. №2190-р. http://www.rosmintrud.ru/docs/government/91/programma.doc.

6. Рейтинговая система оценивания деятельности профессорско-преподавательского состава, кафедр и факультетов вуза [Электронный ресурс]. – / Шадринский государственный педагогический институт (сайт). Режим доступа: http://shgpi.edu.ru/umu/.

7. Рочев К. В. Обзор основных результатов формирования эффективной системы материального стимулирования коллектива вуза // Ресурсы Европейского Севера. Технологии и экономика освоения. 2015. № 1. С. 68-83. Режим доступа: http://resteo.ru/rochev-1/.

8. Рейтинговые показатели [Электронный ресурс]. – / Казанский государственный архитектурно-строительный университет (сайт). Режим доступа: http://www.kgasu.ru/docum/kgasu/2664/.

9. Письмо Минобрануки от 29.08.2014. Методические рекомендации о внедрении апробированных моделей эффективного контракта в системе профессионального обучения и среднего профессионального образования. http://минобрнауки.рф/документы/4398/.

10. Дмитриева О. В. Построение системы стимулирования сотрудников вуза на основе достигнутых результатов // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал) Mining informational and analytical bulletin (scientific and technical journal). – 2009. – № 6. – С. 84-89.

List of references

1. Danilov G. The index system of employees’ remuneration. Higher education in Russia, 2008, no. 5, pp. 86-90.

2. Danilov, G. V., Rochev, K. V., Tskhadaya, N. D., Maracasov, F. V., Emeksuzyan, A. R., The system of material incentives for the teaching staff at the Ukhta state technical University, Publishing house science and innovation center, Saint Louis, Missouri, United States, 2014. 356 p.

3. The regulation «On the rating system assessing the quality of research, educational and methodical work of the faculty of Gorno-Altaisk State University», mode of access: http://www.gasu.ru/univer/science/otdel_kach/.

4. The order of the Ministry of Russia dated 26.04.2013 № 167n «On approval of recommendations for registration of labor relations with the employee of the state (municipal) institutions with the introduction of an effective contract».

5. A program of gradual improvement of the remuneration system at state (municipal) institutions for 2012-2018, approved by order of the Government of the Russian Federation of 26.11.2012, №2190-R, mode of access: http://www.rosmintrud.ru/docs/government/91/programma.doc.

6. Rating system of evaluation of activities of the teaching staff, departments and faculties of the University, mode of access: http://shgpi.edu.ru/umu/.

7. Rochev K. V. «Overview of the main results of formation of effective system of material stimulation of staff of the University,» Resources in the European North. Technology and economy of development, no. 1, pp. 68–83, 2015, mode of access: http://resteo.ru/rochev-1/.

8. Ratings, Kazan state University of architecture and construction (the website), mode of access: http://www.kgasu.ru/docum/kgasu/2664/.

9. Letter of Ministry of Education of Russia from 29.08.2014. Guidelines on the implementation of proven models of effective contract in system of professional training and secondary professional education, mode of access: http://минобрнауки.рф/документы/4398/.

10. Dmitrieva O. V. Building the system of incentives for University staff on results-based. Mining informational and analytical bulletin (scientific and technical journal), 2009, no. 6, pp. 84-89.

VN:F [1.9.17_1161]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.17_1161]
Rating: 0 (from 0 votes)
VN:F [1.9.17_1161]
Стиль изложения
Информативность
Сложность вопроса
Научная новизна
Коммерциализуемость
Rating: 0.0/5 (0 votes cast)