К вопросу экономической безопасности региона

The issue of economic security of the region

М. М. Гацалов, И. В. Лагода

M. M. Gatsalov, I. V. Lagoda

Ухтинский государственный технический университет, г. Ухта

Ukhta State Technical University, Ukhta

В статье ставится вопрос о необходимости такой концепции экономической безопасности, которая бы более чётко определяла систему индикаторов экономической безопасности региона и их пороговых значений.

The article raises the question of the necessity of such a concept of economic security that would more clearly define the system of indicators of economic security of the region and their threshold values.

Ключевые слова: национальная безопасность, экономическая безопасность, региональная безопасность, экономические угрозы, региональные интересы, региональное воспроизводство, пороговые показатели, индикаторы.

Keywords: national security, economic security, regional security, economic threats, regional interests, regional reproduction, thresholds, indicators.

В системе национальной безопасности России центральное место занимает экономическая безопасность, которая является основой обеспечения внутренней и внешней безопасности государства. А поэтому угрозы экономической безопасности должны чётко определяться как на уровне федеральных органов власти, так и на уровне регионов и местных органов самоуправления. При этом, на наш взгляд, особое внимание надо уделить вопросам региональной экономической безопасности, которые в рамках федеративного государства должны решаться на единых принципах общегосударственного устройства, государственной внутренней и внешней политики.

В соответствии с Государственной стратегией экономической безопасности Российской Федерации, была разработана и практически реализуется Концепция экономической безопасности Республики Коми, в которой закреплены возможности оперативного выявления и предупреждения угроз экономической безопасности Республики Коми.

Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что проблемам экономической безопасности региона не уделяется должного внимания. Это относится и к Республике Коми. Несмотря на то, что была разработана Концепция экономической безопасности РК, она не смогла помешать созданию преступного криминального сообщества во главе с В. Гайзером. Авторы этой статьи не считают возможным рассмотреть пока в полном объёме данный вопрос по следующим соображениям: во-первых, обвиняемый находится под следствием и только суд может установить тяжесть и истинность совершенного им преступления, во-вторых, он «являлся» членом партии «Единая Россия» со всеми вытекающими отсюда рассуждениями. Однако, рассматривая вышеуказанное и рассуждая о Концепции безопасности региона, мы не можем не указать на следующее: один человек может нанести ущерб экономической безопасности республики, но один человек не может создавать организации, системы, сообщества без адекватных, благоприятных для этого объективных и субъективных условий и обстоятельств, которые, видимо, создались не сразу в регионе.

Хотя Концепция правильно и убедительно рассматривает угрозы экономической безопасности региона, но не показывает на их носителей; в Концепции присутствуют индикаторы экономической безопасности, но отсутствуют их пороговые значения; нет в ней и конкретного механизма воздействия федеральных и региональных органов власти на обеспечение экономической безопасности республики.

Концепция правильно указывает на существующие угрозы: высокий уровень износа основных фондов; неудовлетворительное состояние оборотных средств и недостаточная доля денежных средств для нормального финансирования предприятий; низкая рентабельность реализованной продукции в ряде отраслей; монополизация производства базовых отраслей и связанные с этим проблемы в области цен и тарифов; размеры просроченной кредиторской и дебиторской задолженности; низкая инвестиционная и инновационная активность предприятий.

Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Республики Коми являются:

1. Деформированность структуры экономики Республики Коми, обусловленная такими факторами, как: преобладание сырьевой направленности экономики и низкий уровень использования природных ресурсов при наличии технологической возможности создания обрабатывающей промышленности и выпуска на этой основе конкурентоспособной продукции; неэквивалентность товарообмена по вывозу из республики сырьевых ресурсов и ввозу продукции обрабатывающей промышленности; свёртывание производства в жизненно важных отраслях перерабатывающей промышленности, прежде всего на предприятиях лесопромышленного комплекса; свёртывание производства на градообразующих предприятиях; снижение производственного потенциала сельхозтоваропроизводителей, плодородия земель, падение уровня сельскохозяйственного производства; монополизация производства базовых отраслей экономики и связанные с этим злоупотребления в области цен и тарифов; несбалансированность финансового рынка, все ещё низкая инвестиционная активность, преобладание вложений капиталов в посредническую и торговую деятельность; разрушение научно-технического потенциала республики, снижение и разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов; демпинговая политика иностранных фирм, направленная на вытеснение с внутреннего рынка товаров народного потребления местных товаропроизводителей; утечка экономической и технологической информации, подрывающая конкурентоспособность отечественных предприятий.

2. Возрастание неравномерности социально-экономического развития районов и городов: объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития районов и городов, наличие депрессивных в экономическом отношении районов; нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных районов республики; отсутствие региональной политики, нацеленной на выравнивание уровней социально-экономического развития городов и районов.

3. Увеличение имущественной дифференциации населения, социальная и криминальная напряжённость на почве широкого распространения негативных явлений – наркомании и токсикомании, организованной преступности, проституции; рост безработицы и ослабление трудовой мотивации. Низкий уровень трудовой активности и мобильности населения, неполное соответствие профессиональной структуры трудовых ресурсов потребностям экономики, дефицит квалифицированных кадров, территориальные и профессиональные диспропорции спроса и предложения на рынках труда городов и районов республики, высокий уровень социального неравенства населения, относительно высокий уровень безработицы и медленные темпы снижения масштабов бедности в сельской местности, сокращение численности населения Республики Коми за счёт естественной убыли и миграционного оттока, недостаточность трудовых ресурсов.

4. Несовершенство механизмов формирования и реализации экономической политики: высокая степень воздействия районного и отраслевого лоббизма на принятие государственных экономических решений; слабое государственное влияние на экономику республики, непоследовательность и несогласованность действий органов власти; несовершенство деятельности и неразвитость институтов рыночной экономики. Недостаточное развитие инфраструктуры поддержки инвестиционной и инновационной деятельности, поддержки малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях республики. Дефицит финансовых ресурсов, сохранение тенденции роста доли налоговых доходов, собираемых на территории республики и перечисляемых в федеральный бюджет.

5. Криминализация экономики: рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода; коррупция, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью промышленного производства и их проникновение в различные властные структуры; ослабление системы государственного контроля, расширение деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операциях и торговли. Перечень существующих угроз уточняется в каждый данный момент времени.

После определения угроз экономической безопасности страны, региона определяются индикаторы и их пороговые значения. При этом должна быть разработана система индикаторов. Только рассматривая эту систему можно воздействовать на экономическую безопасность в целом. При этом надо учитывать, что эти индикаторы не совпадают для страны в целом и для отдельных регионов, что объясняется несовпадением общих национальных и региональных интересов. Что касается пороговых значений индикаторов, то они в основном должны совпадать. Это способствует укреплению федеративных основ государства. Одним словом, региональные интересы и структура региональной экономики, особенности воспроизводственных процессов в регионе должны учитываться при разработке системы показателей экономической безопасности региона и не должны противоречить национальным интересам страны.

На наш взгляд, последние события в нашей стране, в ближнем и дальнем зарубежье, в сфере международных отношений свидетельствуют о том, что Россия как никогда нуждается в безопасности во всех её формах и проявлениях.

Список литературы

1. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. №608.

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 года № 537.

3. Концепция экономической безопасности Республики Коми. Утверждена Указом Главы Республики Коми от 4 июня 1998 года №209.

List of references

1. State strategy of economic security of the Russian Federation. Approved by presidential decree of April 29, 1996, no. 608.

2. The national security strategy of the Russian Federation until 2020. Approved by the decree of the President of the Russian Federation of 12 may 2009, no. 537.

3. The concept of economic security of the Republic of Komi. Approval on the decree of Head of Komi Republic dated 4 June 1998, no. 209.

VN:F [1.9.17_1161]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.17_1161]
Rating: 0 (from 0 votes)
VN:F [1.9.17_1161]
Стиль изложения
Информативность
Сложность вопроса
Научная новизна
Коммерциализуемость
Rating: 0.0/5 (0 votes cast)