УДК 331.21:004.021, ВАК 08.00.05, 06.00.00

Рочев К. В., Коршунов Г. В.
Информационная система мониторинга результатов деятельности студентов вуза работодателями

Информационная система мониторинга результатов деятельности студентов вуза работодателями

Information system student’s performance monitoring by employers

К. В. Рочев, Г. В. Коршунов

K. V. Rochev, G. V. Korshunov

Ухтинский государственный технический университет,
г. Ухта, Россия

Ukhta state technical University,
Ukhta, Russia

В статье рассмотрены существующие актуальные проблемы в области трудоустройства выпускников вузов и подбора кадров в сфере производства, отмечено усложнение подбора квалифицированных кадров из-за постепенного повышения уровня занятости населения и снижения студенческой активности во время обучения.

Описана Индексно-рейтинговая система оценки деятельности и материального стимулирования студентов, которая позволяет оценить деятельность студенческого коллектива и каждого студента в отдельности по множеству показателей, сгруппированных в крупные разделы и предоставляет возможность построить рейтинг студента за всё время обучения в вузе. Система позволяет производить анализ и оценку достижений, выбирать самых талантливых и преуспевающих студентов в ключевых сферах деятельности, благодаря этому обеспечиваются следующие возможные преимущества: возможность получения актуальных сведений о качестве обучения и результатах деятельности претендентов на работу – их рейтинга относительно других выпускников и студентов, получение списка одарённых студентов для подбора кандидатов на работу, стажировки и именные стипендии, доступ к достоверному и формализованному портфолио по интересующим работодателя студентам и выпускникам вуза.

The article describes the existing problems in the field of employment of graduates and recruitment of personnel. Noted the complexity of selection of qualified personnel due to a gradual increase in the level of employment and reduction in student activity during learning.

Describes an Index-rating system of student’s activity estimation and material stimulation, which allows to evaluate the activities of the student group and each student individually on a variety of indicators, grouped into major sections and provides the opportunity to build a rating of the student for all time of study at the University. The system allows analysis and evaluation of achievements, to choose the most talented and successful students in key areas, this ensures the following advantages: the possibility of obtaining relevant information about the quality of the learning and performance of job applicants – their ranking relative to other graduates and students, get the list of gifted students for the selection of candidates for employment, internships and scholarships, access to reliable and formalized portfolio for the employer to students and graduates of the University.

Ключевые слова: ИРС, Индексная система, рейтинг студентов, Индексно-рейтинговая система, качество образования, интеграция производства и образования, трудоустройство.

Keywords: IRS, index system, students rating, Index-rating system, quality of education, production and education integration, employment.

Ключевым направлением повышения качества современного российского образования является усиление взаимодействия с производством. Как отметил в ходе прямой линии президент России Владимир Путин: «Подготовка профессиональных кадров, особенно в сфере производства, является одним из ключевых элементов роста на ближайшее время» [1]. Университеты нефтегазового и минерально-сырьевого комплексов России давно обозначили приоритет интеграции высшей школы и бизнеса. Одним из системных решений стало создание в 2011 году Национального консорциума минерально-сырьевых вузов. Последнее заседание Совета Консорциума прошло 8 апреля 2015 г. и еще раз подчеркнуло актуальность совместной работы вузов и бизнеса по повышению качества подготовки отраслевых кадров, поиска и создания эффективных методов повышения мотивации обучающихся (как будущих молодых специалистов отраслей экономики) [2].

По данным Росстата [3] уровень занятости населения Российской Федерации постепенно увеличивается, что, несомненно, является положительным показателем современной экономики (см. рис. 1). Однако, в силу этого, сокращается свободная рабочая сила и повышается сложность подбора персонала.

При этом, по данным опросов, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения [4], 41 % респондентов считает, что в уровне профессиональной подготовки выпускников ситуация за последние 15 лет изменилась скорее в худшую сторону, в то время, как противоположного мнения придерживается только 24 % участников респондентов. При этом, возможностями для выпускников устроиться на работу по специальности ухудшились по мнению 70 % опрошенных (и улучшились только по мнению 10 %, по всей видимости, именно тех 10 %, которых и ищут сейчас, так называемые, хэд-хантеры крупных работодателей). По данным опроса ВЦИОМ, проведённого в начале 2009 года найти работу выпускнику вуза было весьма тяжело. Опросы, проводимые в 2013 и 2015 годах, показывают дальнейшее ухудшение ситуации с возможностью трудоустройства по специальности. Некоторые авторы отмечают, что нехватка квалифицированных кадров является одной из важнейших проблем [5].


Рисунок 1. Уровень занятости населения РФ по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости, проводимых Росстатом [3]

Такая ситуация вызвана многими причинами, но одна из основных – отсутствие у большинства студентов ясного понимания того, как их образование поможет им в дальнейшем в построении карьеры. Это снижает мотивацию к обучению и прилагаемые в учебе усилия, как следствие падает результативность обучения, в итоге снижается уровень подготовки и вероятность трудоустройства выпускников, что в свою очередь негативно сказывается на мотивации следующего «поколения» студентов.

Выйти из этого замкнутого круга можно с помощью сотрудничества производства и образования, подготовки специалистов «под заказ», но здесь необходим постоянный контроль со стороны «заказчика», как минимум, для того, чтоб студенты знали, что их текущие результаты видят будущие работодатели и уже на этапе обучения могут подобрать себе кандидатов на интересные позиции. Для многих студентов это даст существенный стимул проявить больше усилий в учебной деятельности, чтобы быть замеченными или хотя бы показать, что они тоже что-то могут и как-то зарекомендовать себя на будущее.

Однако, чтоб подобный контроль осуществить, нужно приложить немало усилий со стороны учебного заведения и еще больше со стороны предприятия – будущего работодателя.

Тем не менее, современные информационные технологии позволяют существенно упростить эту задачу и сделать процесс обучения студента открытым для производства (будущих работодателей).

С 2011 года в рамках упомянутого выше Консорциума минерально-сырьевых вузов России на базе Ухтинского государственного технического университета реализуется проект отраслевого медиа-сотрудничества вузов и компаний «UTime News» (Время университетов). Одним из ключевых направлений реализации сотрудничества вузов и компаний являлась идея создания информационной системы «Кадровая политика предприятий ТЭК», упомянутая в 2013 г. статье [6]. В ходе детальной проработки этого направления, было принято решение о реализации отдельного проекта оценки студенческой активности.

В Ухтинском государственном техническом университете на основе опыта разработки Индексной системы материального стимулирования ППС [7], в 2013 году была разработана информационная система, призванная отслеживать результаты учебной и внеучебной активности студентов – Индексно-рейтинговая система (ИРС) [8].

Особенность подхода к оценке студенческой деятельности в ИРС заключаются в сравнительной оценке результатов деятельности студентов за семестр (дифференциальный подход) и построении единого общевузовского рейтинга студентов и выпускников (интегральный подход, применим, поскольку имеется строго определённый период оценки – срок обучения). При проектировании и реализации системы были полностью воплощены основные принципы системного подхода к оценке деятельности и стимулированию трудового коллектива вуза [9, 10] такие как:

  1. принцип целостности – рассмотрение системы как единого целого и в то же время как подсистемы для вышестоящих уровней;
  2. принцип целеполагания – цель, определяющая поведение системы, всегда задается надсистемой;
  3. принцип функциональности – совместное рассмотрение структуры и функции с приоритетом функции над структурой;
  4. принцип единства (связности, эмерджентности) – совместное рассмотрение системы как целого и как совокупности частей, система имеет свойства, не выводимые из известных свойств ее элементов и способов их соединения;
  5. принцип развития – живуча только развивающаяся система;
  6. принцип иерархичности – наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня;
  7. принцип многообразия – чем многообразнее система, тем она устойчивее;
  8. принцип отсутствия лишнего – лишний элемент системы погибает;
  9. принцип слабой связи – связи между элементами системы должны быть необходимо прочными для сохранения целостности системы, но достаточно слабыми для обеспечения её живучести;
  10. принцип отрицательной обратной связи – реакция системы на воздействие должна минимизировать отклонение системы от траектории к цели.

Расчет индексов производится по методике аналогичной Индексной системе для ППС, обеспечивающей автобалансировку значимости результатов [13]. Для количественной оценки деятельности студентов сформирован перечень, включающий ряд показателей, сгруппированных по крупным разделам и опирающихся на Постановление Правительства РФ «О порядке совершенствования стипендиального обеспечения…», декомпозицию глобальной цели вуза и предложения экспертного совета кадровых служб предприятий Республики Коми. В ходе работ над системой перечень показателей и разделов претерпел существенные изменения и на данный момент охватывает следующие ключевые направления [14]:

  1. Учебная деятельность;
  2. Профессиональная деятельность;
  3. Научно-исследовательская деятельность;
  4. Культурно-творческая деятельность;
  5. Спортивная деятельность;
  6. Общественная деятельность.
  7. Прочая деятельность для указания в портфолио.

Каждый семестр по всем студентам вуза собираются и вносятся данные. Возможно заполнение системы в ответственных отделах или непосредственно студентами, в последнем случае, внесённые данные подтверждаются отсканированными документами и проверяются ответственными отделами вуза, заведующими кафедрами и специальным лицом – Супервайзером. По собранным данным в системе выстраиваются рейтинговые списки за каждый семестр и за всё время обучения по каждому разделу и в целом. В феврале и августе по результатам расчётов в ИРС за семестр студентам устанавливаются поощрительные выплаты. Для каждого студента по каждому показателю вычисляется, так называемый, частный индекс – объем показателя с учетом градаций и их весов (например, для статей учитывается уровень публикации и количество страниц) деленный на результат среднего участника системы. Индекс по каждому разделу вычисляется как сумма частных индексов по всем показателям этого раздела с учетом их весов. Итоговый индекс – как взвешенная сумма результатов по разделам [15]. Итоговый индекс показывает совокупный результат выбранного студента (или выпускника) относительно среднего студента вуза. Кроме того, в ИРС представлены: индекс лидерства, показывающий насколько далеко студент продвинулся по наиболее успешному для него направлению по сравнению с его коллегами и индекс гармонии, показывающий насколько гармоничной и сбалансированной была деятельность рассматриваемого студента [16].

ИРС реализована в виде программного комплекса на Silverlight [11] и ASP.NET [12], интерфейс системы версии 2015 года представлен на рисунке 2.

Алгоритм ИРС предусматривает возможность любой корректировки и модификации набора разделов, показателей и их весов, которые могут потребоваться, также возможен расчет индексов по отдельным показателям и настраиваемому набору показателей.


Рисунок 2. Интерфейс системы: статистика –
расчёт средних индексов по разделам

Система позволяет производить анализ и оценку достижений, выбирать самых талантливых и преуспевающих студентов в ключевых сферах деятельности, благодаря этому обеспечиваются следующие возможные преимущества для потенциальных работодателей:

возможность получения актуальных сведений о качестве обучения и результатах деятельности претендентов на работу – их рейтинга относительно других выпускников и студентов;

получение списка одарённых студентов (по интересующим работодателя критериям) для подбора кандидатов на работу, стажировки и именные стипендии;

доступ к достоверному и формализованному портфолио по интересующим работодателя студентам и выпускникам вуза.

Разработка ИРС в 2012–2013 гг. финансировалась из федерального гранта Минобрнауки РФ в рамках ФЦП «Кадры» (проект № 14.132.21.1031, в рамках которого была реализована базовая программная часть и произведено экспериментальное внедрение на одной из кафедр УГТУ). Ввиду высокой актуальности и уникальности проекта, авторский коллектив принял решение продолжить работу над проектом в 2014 г. В течение 2014–2015 гг. было проведено внедрение ИРС в масштабах всего университета и собраны данные о достижениях наиболее активных студентов УГТУ в учебной, профессиональной, научной, культурной и спортивной деятельности.

В настоящее время важными элементами реализации проекта должны стать взаимосвязь функционирования ИРС и трудоустройства выпускников вузов ТЭК страны и возможность оценки влияния достижений студентов за период обучения в вузе по всем направлениям на формирование их компетенций как будущих работников ведущих компаний России, а также формирование рейтинга выпускников профильных вузов по критериям, обозначенным ключевыми работодателями страны.

Список литературы

1. Путин В. В. Подготовка кадров – один из ключевых элементов роста экономики [электронный ресурс] // РИА Новости [сайт]. URL: http://ria.ru/society/20150416/1058907027.html.

2. Заседание Совета Консорциума вузов [электронный ресурс] // UTime News [сайт]. URL: http://utimenews.org/ru/page/184091.

3. Трудовые ресурсы [электронный ресурс] // Росстат [сайт]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/.

4. База социологических данных ВЦИОМ [электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [сайт]. URL: http://wciom.ru/database/.

5. Сибирякова Т. Б. Повышение качества профессионального образования – важное условие обеспечения социально-экономического развития России. Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2011. № 4. С. 200–203.

6. Коршунов Г. В., Юрьев Д. О. Новые медиа в ТЭКе как один из путей развития образовательного и научно-инновационного сотрудничества // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2013. № 6. С. 43–45.

7. Данилов Г. В., Рочев К. В., Цхадая Н. Д., Маракасов Ф. В., Эмексузян А. Р. Система материального стимулирования профессорско-преподавательского состава в Ухтинском государственном техническом университете. Publishing House Science and Innovation Center, Saint-Louis, Missouri, USA, 2014. 356 c. ISBN 978-0-615-67128-4.

8. Рочев К. В., Моданов А. В. Индексно-рейтинговая система сравнительной оценки деятельности и стимулирования студентов вуза [Эл. ресурс] Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 01. URL: http://uecs.ru/ru/economika-truda/item/1931-2013-01-14-05-49-21.

9. Слинкова О. К., Поварич И. П. Системный подход к исследованию трудовой мотивации и организационной культуры: постановка проблемы. СО РАН, 2005. 215 с.

10. Ермак В. Д. Системы. Системные принципы. Системный подход [электронный ресурс] // Социон. 1997. № 2; 1998. № 1. Режим доступа: http://socionicasys.ru/biblioteka/statji/sistemnij-podhod.

11. Рочев К. В., Цхадая Н. Д., Данилов Г. В., Эмексузян А. Р., Маракасов Ф. В. Система индексно-рейтинговой оценки и материального стимулирования студентов вуза. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ. М. : ВНТИЦ, 29.03.2013. № 2013611180.

12. Об Индексной системе [эл. ресурс] // Индексная система [сайт]. URL: http://is.ugtu.net/Views/About.aspx.

13. Рочев К. В. Оценка качества труда и материальное стимулирование в вузе на базе системного подхода с помощью информационной Индексной системы // Вопросы управления. 2014. № 12. С. 60–70.

14. Рочев К. В. Обзор основных результатов формирования эффективной системы материального стимулирования коллектива вуза // Ресурсы Европейского Севера. Технологии и экономика освоения. 2015. № 1. С. 68–83. URL: http://resteo.ru/rochev-1/.

15. Рочев К. В. Информационная система индексно-рейтинговой оценки деятельности студентов вуза и результаты её внедрения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2013. № 2. С. 126–134.

16. Danilov G. V. Application of Generalized Characteristics of University Staff Activity When Forming an Incentive System // Open journal of education. N 8. 2013. P. 213–216.

List of references

1. Putin V. V., Training – one of the key elements of economic growth, RIA Novosti [website]. URL: http://ria.ru/society/20150416/1058907027.html.

2. A meeting of the Board of the Consortium of universities. UTime News [website]. URL: http://utimenews.org/ru/page/184091.

3. Workforce. Federal service of state statistics [website]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/.

4. Base of data of sociological polls. National center for the study of public opinion [website]. URL: http://wciom.ru/database/.

5. Sibiryakova T. B. «Improving the quality of vocational education is an important prerequisite to ensure socio-economic development of Russia», Business. Education. Right. Bulletin of Volgograd business Institute, 2011, No. 4, pp. 200–203.

6. Korshunov G. V., Yuriev D. O. «The New media in the fuel and energy complex as one of the ways of development of educational and scientific innovation cooperation», Problems of economics and management of oil and gas complex, 2013, No. 6, pp. 43–45.

7. Danilov G. V., Rochev. V., Tskhadaya N. D., Marakasov F. V., Emeksuzyan A. R., System of material incentives for faculty in Ukhta state technical university. Publishing house Science and innovation center, St. Louis, Missouri, USA, 2014. 356 p. ISBN 978-0-615-67128-4.

8. Rochev K. V., Modanov A. V., «Index-rating system of the comparative evaluation of the activities and stimulate students», Management of economic systems: electronic scientific journal, 2013, No. 01. URL: http://uecs.ru/ru/economika-truda/item/1931-2013-01-14-05-49-21.

9. Slinkova O. K., Povarich I. P., System approach to the study of work motivation and organizational culture: the problem, SB RAS, 2005, 215 p.

10. Yermak V. D. System., «The system principles. Systemic approach», Socion. 1997, No 2, 1998. No 1. URL: http://socionicasys.ru/biblioteka/statji/sistemnij-podhod.

11. Rochev K. V., Tskhadaya N. D., Danilov V. G., Emeksuzyan A. R., Marakasov F. V., The system of index-rating estimation and material stimulation of students, The certificate of state registration of the computer program, 29.03.2013. No. 2013611180.

12. About the Index the system – Index system [website]. URL: http://is.ugtu.net/Views/About.aspx.

13. Rochev K. V. «Evaluation of the quality of labour and financial incentives in the University on the basis of a systematic approach using the information index system», Management Issues, 2014, No. 12, pp. 60–70.

14. Rochev K. V. «An effective material incentives system of the university staff formation results review», Resources of the European North. Technology and economy of development, 2015. No. 1, pp. 68–83, URL: http://resteo.ru/rochev-1/.

15. Rochev K. V. «Information index-rating system for estimation of University student’s activity and the results of its implementation», Bulletin of the Russian University of friendship of peoples. Series: Informatization of education, 2013, No. 2, pp. 126–134.

16. Danilov G. V. «Application of Generalized Characteristics of University Staff Activity When Forming an Incentive System», Open journal of education. No. 8, 2013, pp. 213–216.

VN:F [1.9.17_1161]
Rating: 10.0/10 (1 vote cast)
VN:F [1.9.17_1161]
Rating: 0 (from 0 votes)
VN:F [1.9.17_1161]
Стиль изложения
Информативность
Сложность вопроса
Научная новизна
Коммерциализуемость
Rating: 4.0/5 (1 vote cast)
Информационная система мониторинга результатов деятельности студентов вуза работодателями, 10.0 out of 10 based on 1 rating