УДК 331.21:004.021

Рочев К. В.
Оценка эффективности функционирования информационной Индексной системы стимулирования профессорско-преподавательского состава вуза

Оценка эффективности функционирования информационной индексной системы стимулирования профессорско-преподавательского состава вуза

Performance assessment of the information index faculty incentive system

К. В. Рочев

K. V. Rochev

Ухтинский государственный технический университет, г. Ухта

Ukhta State Technical University,
Ukhta

В статье описана Информационная система «Индексная система материального стимулирования ППС» и проанализировано её влияние на результативность работы преподавателей. Рассмотрена динамика некоторых показателей научной деятельности, успеваемости студентов и результатов их анкетирования за 6 лет.

The article describes the information system «Index system of material incentives for teaching staff» and analyzed its impact on the effectiveness of teacher’s work. There analyses dynamics of some indicators of scientific activities, progress and results of the survey of students in 6 years.

Ключевые слова: Индексная система, рейтинг преподавателей, система стимулирования, мониторинг работы вуза, информационная система, оценка деятельности.

Keywords: The index system, rating of teachers, incentives, monitoring of the institution, information system, evaluation of faculty staff.

Введение

Стимулирование труда является одной из важнейших составляющих управления вуза, поскольку от этого в наибольшей степени зависит как повышение трудовой активности конкретного члена коллектива, так и конечные результаты деятельности организации. Особое значение принимает распределение выплат стимулирующего характера в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда …» «…с 1 января 2010 г. объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счёт ассигнований федерального бюджета…» [1]. Данная величина должна быть поставлена в прямую зависимость от эффективности и качества работы сотрудника за определённый период времени, а для этого в высшем учебном заведении должна функционировать соответствующая система оценки и стимулирования. Кроме того, в соответствии с Приказом Минтруда РФ от 26.04.2013 № 167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению … эффективного контракта» «… в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности…» [2]. Ввиду существенных изменений законодательства, вопросам стимулирования труда преподавателей уделяется много внимания в научном сообществе [3, 4, 5, 6, 7 и др.].

Краткое описание Индексной системы

Оценка результатов деятельности ППС в УГТУ базируется на «Индексной системе сравнительной оценки деятельности ППС» [8]. Индексная система (ИС) – это диктуемая миссией и глобальной целью университетского комплекса совокупность показателей деятельности преподавателей, сотрудников и студентов за определённый период времени с указанием единиц и шкал измерения, их относительной важности и описанием основанной на этих показателях алгоритма вычисления итоговых сравнительных оценок эффективности работы за указанный период. В ИС оценивается объём и качество работ, выполненных штатными преподавателями УГТУ (включая «внутренних» совместителей) за учебный год по шести разделам, включающим ряд показателей, подобранных в соответствии со следующими требованиями: релевантность, измеримость, сравнимость, полнота, однозначность и простота формулировок [9]. По итогам расчёта производится оценка лидерства по направлениям деятельности и сбалансированности работы преподавателя [10, 11].

Информационная система «Индексная система материального стимулирования ППС» [12] выступает как «аккумулятор» данных, поступающих от преподавателей и сотрудников ЦДИ (Центров достоверной информации), определённых Положением об Индексной системе [13]. В качестве ЦДИ могут выступать отделы вуза или внешние автоматизированные системы, которые эксплуатируются в организации. На выходе АИС предоставляет расчётные (индексы ППС, оперативную и статистическую отчётность) и хранимые данные (объёмы показателей ППС, документация, структура Индексной системы), которые предоставляются в соответствующие отделы и сотрудникам из числа ППС. Супервайзер индексной системы производит конфигурирование АИС: задание структуры отделов и Индексной системы, назначение ролей пользователей, корректировка данных по результатам мониторинга со стороны Наблюдательного совета, а также обеспечивает итоговый контроль правильности и достоверности внесённых в системы данных.

На данный момент ИС представляет собой веб-систему с возможностью распределённого ввода данных. Реализованы пользовательские интерфейсы на Silverlight – для работы ЦДИ с неинициативными показателями (см. рисунок 1) и новая версия системы на ASP.NET, которая, кроме этого, обеспечивает возможность сбора самими преподавателями инициативных данных и их последующего утверждения в электронном виде (см. рисунок 2). Кроме оценки деятельности ППС единый программный комплекс ИС осуществляет формирование портфолио, оценку и построение рейтинга ППС вуза, преподавателей СПО, учащихся (студентов и аспирантов), а также осуществляет возможность генерации характеристики-резюме выпускника [14, 15, 16].


Рисунок 1. Интерфейс ввода данных по результатам деятельности ППС (Silverlight)

Структура ИС, включающая оценку работы преподавателя по всем ключевым направлениям его деятельности [17], требует полноты, своевременности и достоверности исходных данных, ввиду этого система повышает уровень учёта и контроля, которые необходимы для анализа результатов работы и эффективного планирования дальнейшей деятельности. Как следствие, снижаются непроизводительные расходы, что приводит к экономии средств, затрачиваемых на процессы управления.


Рисунок 2. ASP.NET версия интерфейса ИС: страница ввода, редактирования и утверждения данных по выбранному респонденту

Доля индексной надбавки в оплате труда преподавателя

Рассмотрим изменение доли индексной надбавки в совокупном доходе среднего штатного преподавателя УГТУ (Таблица 1).

Таблица 1 – Доля Индексной надбавки в з/п среднего преподавателя
2009–2014 гг., тыс. руб.

Год

Индексная надбавка среднего преподавателя

Индексная надбавка среднего преподавателя из топ-10 %

Индексная надбавка, тыс. туб.

Доля от оклада, %

Доля от общего размера з/п, %

Индексная надбавка, тыс. туб.

Доля от оклада, %

Доля от общего размера з/п, %

2009

1,60

41,3

13,1

5,62

144,9

46,0

2010

2,62

49,0

18,2

9,44

176,8

65,5

2011

1,63

28,8

9,9

7,33

129,1

44,6

2012

1,58

26,3

9,3

7,72

128,2

45,4

2013

1,50

8,0

6,1

6,65

35,6

27,2

2014

1,33

7,3

6,1

7,25

39,6

33,0

Здесь можно заметить, что ввиду ряда причин (в том числе повышения базовых окладов в процентах от средней з/п по региону) в последние годы значимость Индексной надбавки несколько снизилась, однако система все ещё продолжает оказывать достаточно высокое стимулирующее воздействие.

Оценка влияния Индексной системы на научную активность

Одной стороной действия системы стимулирования ППС, которую можно измерить, является повышение мотивации к эффективной научной работе и внедрению её результатов, что ведёт к повышению показателей вуза и улучшению качества образовательного процесса.

В таблице 2 показано изменение некоторых важных научных показателей, выполненных штатными преподавателями Ухтинского университета за время функционирования Индексной системы стимулирования ППС [9]. Здесь можно заметить положительную динамику по всем приведённым показателям и можно предположить, что наблюдаемый прогресс в значительной мере обязан влиянию системы стимулирования.

Таблица 2 – Изменение некоторых количественных показателей
в ИС за 2008–2015 гг.

Показатель

2008/09

2012/13

2014/15

Количество ППС, чел.

278

301

285

ВАК статьи, шт.

53

109

129

Монографии, шт.

19

23

17

Патенты, шт.

13

17

12

Защиты кандидатских диссертаций, шт.

4

8

10

Объем НИР, тыс. руб.

7757

17932

11040

Несомненно, что кроме системы стимулирования на данные показатели влияет множество факторов, однако можно отметить существенный рост по указанным направлениям именно в период после внедрения системы с последующей фиксацией на более-менее постоянном уровне. Если сопоставить изменение результативности работы ППС (см. таблица 2) и долю Индексной надбавки в размере ФОТ (Таблица 1), можно отметить, что система работает весьма эффективно.

Оценка влияния Индексной системы на результаты учебной работы

Для оценки качества учебной работы преподавателей проводится ежегодное анкетирование «ППС глазами студента», в котором студенты оценивают профессиональный и воспитательный аспекты работы преподавателей.

  1. Профессиональный аспект:
    1. Доступность изложения преподавателем учебного материала
    2. Темп изложения материала
    3. Творческая компонента и обратная связь
  2. Воспитательный аспект:
    1. Мастерство изложения
    2. Дисциплинированность
    3. Воспитанность
    4. Внешний вид

Результаты проведения ежегодных анкетирований представлены на рис. 3.


Рисунок 3. Динамика результатов сплошного анкетирования
«ППС глазами студента» по данным университетской системы социомониторинга в 2008–2013 гг.

Система материального стимулирования формирует соревновательную среду, которая побуждает каждого преподавателя работать как можно лучше по всем направлениям его деятельности [18], что непосредственно сказывается как на повышении результативности работы ППС, так и на качестве подготовки специалистов.

Повышение качества подготовки студентов можно заметить из графиков изменения успеваемости за 2007–2013 гг. (см. рисунок 4).


Рисунок 4. Динамика успеваемости студентов
(обучающихся у штатных ППС) в 2007–2013 гг.

Выводы

В 2008–2012 гг. доля Индексной надбавки в оплате труда среднего преподавателя составляла 9–13 % или 26–49 % от оклада, а для наиболее активных преподавателей (для среднего преподавателя из топ-10 % в индекс-листе) 45–66 % и 128–177 % соответственно, за счёт чего удалось достигнуть существенного роста показателей деятельности вуза (например, таких как ВАК статьи, монографии, патенты, защиты кандидатских диссертаций и т. д.) на 20–100 %. Однако, можно заметить некоторое снижение результатов в последние годы, которое вызвано, в том числе, сокращением доли стимулирующего фонда Индексной системы в общем объёме заработной платы преподавателей с 10–18 % до 6 % ввиду повышения окладов ППС в 2013 году. Решение этой проблемы возможно, если дальнейшее повышение оплаты труда ППС будет производиться за счёт увеличения именно стимулирующей части. Таким образом, внедрение эффективной системы стимулирования в вузе способствует повышению качества подготовки кадров для предприятий и организаций. Лучше подготовленные специалисты, в свою очередь, обеспечивают бо́льшую эффективность работы и способствуют внедрению инновационных технологий, тем самым повышая конкурентоспособность предприятий на Российском и мировом рынках и улучшая экономику этих предприятий. А внедрение системы в большом количестве вузов способствует повышению микроэкономических показателей всего народного хозяйства.

Список литературы

1. Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

2. Приказ Минтруда России от 26.04.2013 № 167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта».

3. Агафонова Е. А. Взаимосвязь оценки качества образования в вузе и стимулирования учебной деятельности студентов // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2008. Т. 1. № 2. С. 161–167.

4. Гривенная Е. Н., Старостенко И. Н. Математическая модель рейтинговой оценки профессиональной деятельности преподавателя высшего учебного заведения. // Юристъ-Правоведъ. 2011. № 5. С. 7–12.

5. Купера А. В. Стимулирование деятельности преподавателей вуза // Вестник Тихоокеанского государственного экономического университета. 2005. № 3. С. 113–124.

6. Рабинович М. И., Степанова Е. Ю. О разработке типологии рейтинговых оценок деятельности преподавателей и кафедр для системы морального и материального стимулирования // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 3. С. 23–28.

7. Рыбакова Л. Е. Особенности и последствия мотивации и стимулирования труда в высшей школе в условиях её инновационного развития // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2010. Т. 4. С. 94–101.

8. Рочев К. В. Оценка качества труда и материальное стимулирование в вузе на базе системного подхода с помощью информационной Индексной системы // Вопросы управления. 2014. № 12. С. 60–70.

9. Данилов Г. В., Рочев К. В., Цхадая Н. Д., Маракасов Ф. В., Эмексузян А. Р. Система материального стимулирования профессорско-преподавательского состава в Ухтинском государственном техническом университете. Publishing House Science and Innovation Center, Saint-Louis, Missouri, USA, 2014. 356 c.

10. Danilov G. V. (2013), Application of Generalized Characteristics of University Staff Activity When Forming an Incentive System // Open journal of education. Nо 1. P. 213–216.

11. Рочев К. В. Об одной формуле в социологии // Социология образования. 2016. № 2. С. 91–96.

12. Цхадая Н. Д., Данилов Г. В., Рочев К. В., Маракасов Ф. В, Эмексузян А. Р., Петров М. В. Программа для ЭВМ «Индексная система оценки результатов деятельности и стимулирования трудового коллектива». ВНТИЦ. Свидетельство № 2013660551 от 08.11.2013.

13. Положение «Об оценке деятельности и материальном стимулировании ППС по итогам работы за учебный год». Ухта : УГТУ, 2015.

14. Рочев К. В. Обзор основных результатов формирования эффективной системы материального стимулирования коллектива вуза // Ресурсы Европейского Севера. Технологии и экономика освоения. 2015. № 1. С. 68–83. Режим доступа: http://resteo.ru/rochev-1/.

15. Рочев К. В., Коршунов Г. В. О возможности повышения качества образования за счёт внедрения информационной системы мониторинга результатов учебной и внеучебной деятельности студентов вуза работодателями // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. № 1 (34). С. 259–264.

16. Рочев К. В., Коршунов Г. В. Формирование электронного портфолио выпускника вуза на основе взаимодействия с работодателями по созданию конкурентной среды обучающихся и повышению студенческой активности // Образовательные технологии и общество. 2016. Т. 19. № 1. С. 498–513.

17. Рочев К. В. Анализ результатов работы профессорско-преподавательского состава // Социологические исследования. 2012. № 11. С. 134–140.

18. Рочев К. В., Цхадая Н. Д., Данилов Г. В. Эффективная система материального стимулирования профессорско-преподавательского состава вуза как катализатор формирования конкурентной среды в преподавательском коллективе. «Key instruments of human co-existence organization: economics and law»: materials digest of the XII-th International Scientific and Practical Conference (Kiev, London, October 27 – November 1, 2011). Odessa: InPress, 2011. 246 с.

List of references

1. The decree of the RF Government dated 05.08.2008 № 583, About introduction of new systems of payment of workers of Federal budgetary institutions and Federal state bodies and the civil personnel of military units, establishments and divisions of Federal enforcement authorities in which the law provides military and equal to it service, whose wages are currently being based on the Unified wage scale for the remuneration of employees of Federal state institutions.

2. The order of the Ministry of Russia dated 26.04.2013 № 167н, On approval of recommendations for the registration of labor relations with the employee of the state (municipal) institutions with the introduction of an effective contract.

3. Agafonov, E. A., «Interrelation assessment of the quality of education in the University and stimulating educational activity of students,» Bulletin of Vyatka state Humanities University endowment, vol. 1, no. 2, pp. 161–167, 2008.

4. Grivennaya, E. N., Starostenko, I. N., «The mathematical model of rating-howling evaluation of professional activity of teacher of higher educational institution,» The Lawyer, no. 5, pp. 7–12, 2011.

5. Coopera, A. V., «Stimulation of activity of teachers of the University,» Bulletin of Pacific state economic University, no. 3, pp. 113–124, 2005.

6. Rabinovich, M. I., Stepanova, E. Y. «On the development of a typology reytin problems for evaluating the performance of teachers and departments for the system of moral and material incentive» University management: practice and analysis, no. 3, pp. 23–28, 2009.

7. Rybakova, E. L., «Characteristics and consequences of motivation and facilitating deposits of work in higher education in terms of its innovative development» Actual problems of socio-economic development of Russia, vol. 4, pp. 94–101, 2010.

8. Rochev, K. V. «Assessment of the quality of labour and financial incentives in the University on the basis of si systematic approach using information from the Index system,» Management issues, no. 12, pp. 60–70, 2014.

9. Danilov, G. V., Rochev, K. V., Tskhadaya, N. D., Maracasov, F. V., Emeksuzyan, A. R., The system of material incentives for the teaching staff at the Ukhta state technical University, Publishing house science and innovation center, Saint Louis, Missouri, United States, 2014. 356 p.

10. Danilov, G. V., «Application of Generalized Characteristics of University Staff Activity When Forming an Incentive System,» Open journal of education, no. 1, pp. 213–216, 2013.

11. Rochev, K. V., «About a formula in sociology,» Sociology of education, no. 2, pp. 91–96, 2016.

12. Tskhadaya, N. D., Danilov, G. V., Rochev, K. V., Maracasov F. V., Emeks-zyan, A. R., Petrov, M. V., Computer Program «The index system of evaluation re-the results of activities and encourage the personnel». VNTIC. Certificate No. 2013660551 from 08.11.2013.

13. The regulation, On assessment of activity and material stimulation) under PPP by results of work for the academic year, Ukhta: USTU, 2015.

14. Rochev, K. V. «Overview of the main results of formation of effective system of material stimulation of staff of the University,» Resources in the European North. Technology and economy of development, no. 1, pp. 68–83, 2015, mode of access: http://resteo.ru/rochev-1/.

15. Rochev, K. V., Korshunov, G. V., «On the possibility of improving the quality of education through the introduction of the Infor-mation system to monitor the results of educational and extracurricular activity of students by employers,» Business. Education. Right. Bulletin of the Volgograd Institute of business, no. 1 (34), pp. 259–264, 2016.

16. Rochev, K. V., Korshunov, G. V., «The formation of an electronic portfolio of the graduates on the basis of inter-actions with employers on creation of the competitive environment of students and increase student activity,» Educational technology and society, vol. 19, no. 1, pp. 498–513, 2016.

17. Rochev, K. V., «Analysis of the results of the work of the faculty,» Sociological research, no. 11, pp. 134–140, 2012.

18. Rochev, K. V., Tskhadaya, N. D., Danilov, V. G., «An effective system of material incentives for the teaching staff of the University as a catalyst for the formation of a competitor-Noah environment among the academic staff,» Key instruments of human co-existence organization: economics and law: materials digest of the XII-th International Scientific and Practical Conference, Kiev, London, Odessa: InPress, 246 p. October 27 – November 1, 2011.

VN:F [1.9.17_1161]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.17_1161]
Rating: 0 (from 0 votes)
VN:F [1.9.17_1161]
Стиль изложения
Информативность
Сложность вопроса
Научная новизна
Коммерциализуемость
Rating: 0.0/5 (0 votes cast)